Мария Семенова, Феликс Разумовский. Кудеяр. Вавилонская башня

Текст: Оллен Мюту

  • СПб.: Азбука, 2006
  • Переплет, 448 с.
  • ISBN 5-352-01811-3
  • 30 000 экз.

Башня Кудеяра

Я считаю, что вторая книга задуманного Марией Семеновой цикла получилась куда как лучше первой. Дело, скорее всего, в том, что весь мессидж, все «послание к человечеству» вышло гораздо убедительней и, да простится мне тавтология, человечней.

Потерявший в первой книге любимую жену Кудеяр становится мужественней и благородней. Вероятно, оттого, что «страдания возвышают героя». Книгу не портит даже легкий налет официальной идеологии. Все сюжетные нити (наконец-то более или менее сплетающиеся воедино) распутаны, а не натянуты.

Из-за взрыва, прогремевшего в первой части, над человечеством взвивается дымка глобальной угрозы. Повсюду — смещения пространств и времён. Люди пропадают (если говорить о наших современниках) средь бела дня, а на их месте появляются какие то совсем уж деклассированные элементы: то древнегреческая пехота устроит на Невском потасовку с омоновцами, то менты в «воронок» поведут самурая и ниндзю, дуэтом распевающих боевую песню на старояпонском … Создана специальная служба «красноголовиков»: первопроходцы-камикадзе, перемещающиеся перед пассажирскими составами и спасающие чужие жизни ценой собственной (решение, столь же героическое, сколь и антигуманное по отношению к сотрудникам этой службы). Иногда (если матушка-природа расшалится особенно) появятся даже не-человеки. Те самые, с вертикальными зрачками (вероятно, как любительница собак, Семенова склонна отводить котоподобным исключительно негативную роль).

О сюжете. В результате хроноклазма наша современница, Евгения (внучка бывшего эсэсовца и по совместительству искателя эзотерических тайн) попадает сперва в Древнюю Грецию, а затем — в блокадный Ленинград, где, как вы догадываетесь, и происходит основная часть глобальной операции по спасению-осчастливливанию человечества…

И если первую часть сериала читалась со смешанным чувством скуки и недоумени, то вторая действительно удалась. Автор смог приблизиться по технике «позитивных вибраций» к уровню такого писателя, как Бушков (а в жанре «массового боевика» это — один из моих любимых писателей, несмотря на эстетизацию империи).

Бесспорно, Бушков — первичен, а Семенова — вторична. Именно творчеству Бушкова мы обязаны рецептам на тему «как создать настоящий массовый бестселлер»: немного брутальности, чуть-чуть легкой исторической эрудиции, налет офицерской патины Серебряного века, толика юмора, вечные сюжетные перипетии и парадоксы — и пожалуйста: кушать подано!

Ан — не тут-то было. Чего-то не хватает. Вероятно, именно это «что-то» и есть то самое недостающее звено в эволюции рынка, которое просто необходимо качественной литературе. К которой приблизилась Мария Семенова. Которая пишет книги. Которые издают разные фирмы. Которые эти книги продают читателям. Которые, в конечном итоге, и должны выбирать и быть выбранными в качестве основной «движущей силы» издательского процесса.

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Издательство «Азбука»КудеярМария СеменоваФеликс Разумовский