Опыты

«Можно ли в принципе понять свое тело, а через него — себя?» — такой вопрос вызывает текст Любы Макаревской. Послеоперационный шов на груди героини, который «протягивает ниточку сразу и к теме болезненной, но страстной созависимости, и к теме восприятия своего тела», грядущее одиночество и снег за окном — в новых «Опытах».
0
1
0
730
«Тяга Клементины Ширшовой к выраженному в верлибрах прямоговорению» кажется борьбой с «метафорой как с неизбежностью иносказания». Поэтическая подборка, где найден баланс горькой прямой речи и метафорического попадания, где страшный человек, Волга и «собственный след в тебе» — в новых «Опытах».
0
0
0
1082
Тихий и одновременно громкий текст Галы Франк собран из отдельных писем — весточек в прошлую жизнь из жизни эмигрантской — как лоскутное одеяло. Реальные образы переплетаются с нереальными так, что одни не отделить от других. Рассказ напоминает одновременно и сон, и поток сознания; это речь, которая хочет быть услышанной. Речь о надежде и мире, и о том, что он когда-нибудь изменится.
0
0
0
1942
В новых «Опытах» — жизнь, черновик и беловик которой «сталкиваются лбами, предстают антонимическим единством — не то чтобы цельным, но скорее проверяемым на прочность в этом сталкивании».
0
0
0
1918
Рассказ Елены Корольковой, который начинается как «невинная зарисовка обычного дня московской сценаристки», почти незаметно «перерастает в параноидальный трип», а на деле оказывается слепком «тревожных времен, где человек чувствует себя одиноким, запертым в эхо-камере». Поиск выхода, сложные отношения и (не)существующий сценарий — в новых «Опытах».
0
0
0
1874
«Поэтика Лёна впитала ноты обэриутства, инфернализм Федора Сологуба» и даже цинизм Александра Тинякова — и этот же цинизм «уравновешивается жестами беззащитного отчаяния». В новом выпуске «Опытов» — поэзия Яна Лёна, в которой есть место и непосредственному юношескому переживанию, и поискам себя с оттенками сослагательного наклонения.
0
0
0
1734
Рассказ Каси Кустовой о послеродовой депрессии не стоит воспринимать как заигрывание с актуальной темой. По мнению куратора рубрики Сергея Лебеденко, «в этом тексте, состоящем из отдельных ярких эпизодов, Кустова раскрывает, что любовь может быть столь же утомительной, как и нелюбовь, а человек в уязвимом положении вместо заботы и тепла может встретить лишь непонимание и тьму». В новых «Опытах» — сожаления о прошлом, страх настоящего и надежда на будущее.
0
2
0
3282
«Подборка Никиты Пирогова императивна. Сила голоса в ней действенно-заклинательна и не просто способна к изменению реальности, но настаивает на нем» — так пишет куратор рубрики Борис Кутенков. В первом выпуске «Опытов» этого года — уверенность в преображении мира и знание, что все не напрасно.
0
0
0
2174
В последних «Опытах» этого года — остроумная зарисовка о маркетинговых уловках и одновременно рассказ о побеге из реальности, «слишком мрачной, чтобы хотеть в ней остаться». Впрочем, и фантазия, как показывает рассказ Полины Лехем, может разочаровать. Текст, в котором, как и у Кортасара, двоемирие приносит новые проблемы, а не спасает, — уже на нашем сайте.
0
-1
0
2662
«Поэтика Литынского лишена форсирования в своей честности и отсутствии читателя как предполагаемого объекта вовлечения», и в этом можно, с одной стороны, почувствовать сложность восприятия, с другой — выйти на разговор на равных. В новых поэтических «Опытах» — сезон дождей как синоним ясности, свобода в бессилии и диктофонные записи.
0
0
0
2702
Что-то взорвалось, и дыхание становится легче. Кризис закончен, и между привычкой и счастьем сделан окончательный выбор. «Авторка хорошо улавливает нервное напряжение героев в кризисе: выхода из абьюзивных отношений или выбора жизненного пути», — и «никого не удивит после такого описания, наверное, что текст начинается и заканчивается взрывом».
0
0
0
3406
Инфернальное растворение границы между мирами — и одновременное «предельно ясное и контрастно ударяющее обобщение обо всей нашей жизни: „всё, что вечно, жизнь / всё, на что мы способны, смерть / всё, что требуется любовь“». В новых «Опытах» — поэзия Николая Васильева, знаменующая высшую правоту подлинной речи.
0
0
0
4622
«Это ого-го какой מזל טוב» — найти недорогую комнату в неплохой квартирке с приятными соседями на центральной улице. В тексте Лизы Оганесян язык становится деятельным героем, и «через словарные определения и хитросплетения языковых значений проступает человеческая драма». Рассказ о том, как личная боль отражается на нашей речи, — в первых декабрьских «Опытах».
0
0
0
4950
«Честно преподносимая процессуальность познания мира» — вот, что захватывает в поэзии Никиты Прялухина больше всего. В новых «Опытах» — стихи, которые «без любви писались бы хуже».
0
0
0
7366
Бытовой хоррор, где за фасадом уюта скрывается настоящий ад, — вот что такое рассказ Надежды Лидваль «Сахар». И он же — текст, посвященный «инерции жизни, в которой современному человеку легко поддаться чьей-то опеке, инфантилизироваться, забыть о мечте и о любви, покорившись приятному автоматизму».
0
0
0
9278
Тексты Алисы Вересовой «сближают поэзию с этикой, исторгая почти физический свет неназываемого», и заставляют поверить в «способность поэзии менять реальность». Подборка, стихи которой складываются в историю, — в новом выпуске «Опытов».
0
0
0
9498
Заходит как-то Зевс в троллейбус, а попадает... в загробный мир. Так, во всяком случае, может показаться читателю, наблюдающему за приключениями героя с поистине божественной фамилией. По мнению кураторов рубрики, дело здесь «не в литературной игре, а в состоянии реальности на сегодняшний день: язык мифа работает лучше, чем язык сухого конспекта, а значит, и боги оживают вместе с ним».
0
3
1
9466
«Короткая, рубленая строка; энергетика, лишенная сентиментальности, малейшего эмоционального пережима», — вот что такое стихи Ксении Ковшовой. В последних октябрьских «Опытах» — пляски костей, ночь на хвосте, фантомы беспечного смеха.
0
0
0
7854
«Социальный триллер с элементами магического реализма, где повествование умело обманывает читательские ожидания, погружает во тьму, но и дает в конце надежду» — вот что такое рассказ «Антон пропал» Анны Кавалли. История о матери, которая пытается понять, что на самом деле случилось с ее сыном, — в новом выпуске «Опытов».
0
3
0
9822
В поэзии Даниила Артёменко важны не только слова, но и «графика, никогда не вырождающаяся в пустые эксперименты, но служащая молчаливым визуальным подтверждением речи; иллюстративность и даже структурная функция пробела». Поэтические «Опыты», в которых ветер протяжён, лисы усеяли поле, а камень кровоточит, — на нашем сайте.
0
0
0
5126
По мнению кураторов рубрики, текст Аски Торклер — хроника одного взросления с рэп-баттлами, случайными разборками и первой любовью, — не мрачный, совсем наоборот: «несмотря на жесткость сюжета, у писательницы ироничный и нежный стиль». Рассказ, в котором свет если не побеждает, то хотя бы пробивается, — в первых «Опытах» нового сезона.
1
0
0
5930
Слегка сомнамбулическая, сновидческая поэтика Полины Лубниной — лирическая героиня которой, словно Алиса, находится в состоянии падения, — атрибутирует процессуальность речи, происходящее здесь и сейчас. Поэтика внутренних пересечений сна и реальности, где, согласно теории мандельштамовского черновика, различные варианты сосуществуют на равных, — переходит в жизнь: становится разговором об инвариантности сущего, а значит, постоянной новой возможности.
0
0
0
5630
Рассказ Александры Сорокиной одновременно продолжает традицию прозы писателей-эмигрантов и нарушает её. Здесь много иронии и самоиронии, местами чуть ли не довлавтовской язвительности. Есть и тема одиночества, которое из глобального самоощущения будто бы психологически вытеснено в беспрерывный поиск партнера, в тоску из-за кажущейся невозможности личного счастья.
0
1
1
7922
Трудная, человечески порой бессильная, но эстетически небесплодная попытка возрождения дорогого — с привлечением элементов личной мифологии и фольклора, с трансформацией личного переживания в акт космогонии, — дает поэзии Гариной абсолютную власть над реальностью.
1
0
0
6342
Два сапога запускают внутреннее путешествие героини, которая вспоминает о неприятных отношениях и пытается найти деньги на жилье. Это комичный текст, в котором бытовая жизнь показана хаосом, граничащим с хармсовским абсурдом, — и все это в современном мире сайтов с объявлениями и супермаркетов здоровой еды. Но хаос вечен, особенно в России.
0
0
0
5446
Стихи Дмитрия Гвоздецкого находят редкий и удачный баланс между художественностью — и злободневностью; между веществом поэзии — и тем социальным высказыванием, которое делает их прочтение кровно необходимым. При помощи этой полифонии Гвоздецкий с чеховской медицинской проницательностью вынимает со дна сознания то спрятанное от себя, личностное, что кроется в природе социального катаклизма. И весело вертит перед нашим носом — никогда не угнетая читателя, всегда оставляя просвет надежды.
0
1
0
4494
Рассказ Олега Ушакова — настоящий хоррор в малой прозе. Здесь есть затягивающий сюжет, атмосфера внезапно прорывающегося в современный мир мистического безумия и аллюзия на гофмановскую сказку. О механизмах фабулы остаётся скорее догадываться.
0
0
0
4350
Зарисовки Пальха, апеллирующие одновременно и к «необязательности» концептуалистов, и к восторженной интонации Леонида Мартынова, и к юродивой — Венечки Ерофеева, — отказываясь от претензий на Большой Стиль, в каждом финальном жесте дают уверенную формулу пересборки рассыпающегося мира.
0
0
0
3430
Есть известная шутка: если бы у литературных героев были психотерапевты, литературы бы не существовало. Не знаем насчет всей литературы, но герои*ню этого текста точно хочется записать на прием. В сатирическом ключе Филипп Хорват описывает, как травма прошлого в реальности накладывающихся друг на друга медийных и социальных нарративов порождает бунт против само*й себя, который можно закончить только исчезновением — хотя бы частичным.
1
0
0
3726
Поэзия Натальи Явлюхиной — это «столкновение образных парадоксов, видимых только в пределах авторского мира». А топография ее текстов — «Большое Дно с его пустырями, страшными промзонами, лодейниковским приоткрытием тайного мира».
0
0
0
3834