Рецензии

В романе Ивана Бевза «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить» пересекаются два мира — реальный и метафорический. Жизнь героев лежит между двух этих плоскостей, и подростковые проблемы вроде непонимания родителей и полового созревания смешиваются в ней с недетскими политическими играми, к которым герои оказываются не всегда готовы.
0
0
0
1118
На создание «Тоннеля» у писательницы ушло пять лет, права на экранизацию были выкуплены на этапе синопсиса, читатели — как любители, так и профессиональные — порядком измучились. Но ничьи надежды, кажется, обмануты не будут: на сегодня герметичный роман «Тоннель» — одна из самых притягательно пугающих книг о современном обществе.
0
0
0
2406
Салман Рушди — волшебник-алхимик, соединяющий как минимум неочевидное, как максимум — несочетаемое. Его фирменный рецепт не столь таинственен, как способ изготовления философского камня, однако столь же интересен и причудлив: взять семейную сагу, исторический контекст, мигрантов, современную Индию и добавить в это немного магии, чудес, странностей, а сверху сдобрить порцией острой интертекстуальности.
0
0
0
2350
После смерти бабушки москвич Павел находит странное письмо, где сказано, что ее пропавший во время Великой Отечественной брат, в гибель которого она не верила до последнего вздоха, найдется на острове Валаам, ведь раньше там был расположен «интернат» для ветеранов ВОВ и их семей. Отправившись туда волонтером, Павел узнает даже слишком много нового: и о судьбе пропавшего родственника и его детях, и о монастырской жизни, которая не так уж благочестива и одухотворена, как может показаться.
0
0
0
4238
Вылавливая прохожих из толпы, Анни Эрно бережно собирает в их лицах фрагменты настоящего и предречение будущего — будущего, где правит бал интеллектуальный стриптиз. Случайные портреты, запечатленные в отрывках писательского дневника, не только метко отражают эпоху, но погружают в самую суть человеческих душ, вызывая у читателя тревогу — вдруг следующим объектом для препарирования окажется он сам?
0
0
0
3814
Но над всем этим классическим таймлайном романа взросления нависает тень доселе незнакомого американцам горя: описываемые события происходят в год, когда весь мир с ужасом наблюдал, как самолет врезается в башню Всемирного торгового центра. И хотя Мур не говорит об этом напрямую (ее фирменный стиль), напряжение, растерянность и все стадии непринятия новых условий чувствуются в каждом поступке ее персонажей.
0
0
0
4638
Читатель попадает, как бы странно ни звучало, в своего рода мрачную реалистичную сказку, где Анастасия Максимова вжилась в образ злой феи-крестной, превращающей пажей в мышей, а не наоборот. Автор буквально строит текст на тотальном расчеловечивании всех и вся — это не только один из главных смысловых уровней романа, но и, пожалуй, основной его прием.
0
0
0
5062
Яна Летт — победительница «Новой Фантастики», автор фэнтези-цикла о постапокалипсисе «Мир из прорех» — помещает своих героев в невероятные локации. Кьертания, где разворачивается сюжет новой дилогии о «Препараторах», много чем может удивить. Живые механизмы, загадочная Стужа, слои Мира и Души, самобытная магия. Но люди, которые ее населяют, похожи на нас: они живут в неравном обществе, тревожатся за свое будущее, пытаются найти себя. А между личными желаниями и долгом часто вынуждены выбирать последнее. 
0
0
0
4538
Оксана Кириллова, журналист по образованию, однажды заинтересовалась социальной психологией и историей XX века. И теперь, после скрупулезной работы с архивами, мемуарами и переписками, транслирует читателю события с 1930-х по 1940-е — широкими мазками показывает, как постепенно менялась Германия.
0
0
0
5414
Бориса Лейбова часто с кем-то сравнивают: после фантасмагорического «Дорогобужа» — с Сальниковым, Ивановым, Иличевским и даже Сорокиным, в аннотации к автобиографическому «Мелкому принцу» — с Буниным и снова Иличевским, хотя Набоков здесь не менее очевиден. Но Лейбов свой собственный. Пишущий прозу решительно самостоятельную — где-то кружевную, где-то чеканную.
0
0
0
5010
Кинцуги — это техника реставрации битой керамики с помощью лака, смешанного с золотым порошком. Она не скрывает трещинки, а подчеркивает их, превращая сломанную вещь в произведение искусства. Ту же технику Анна Лужбина применяет и к своим персонажам. Они надломлены, но от этого не менее прекрасны. Они «юркие» — всегда ускользающие из поля зрения, те, на кого не принято смотреть. Но вопреки негласному правилу внимательный взгляд автора задерживается на них.
0
0
0
4710
Сюжетная канва — борьба двух совершенно разных женщин за внимание и расположение ребенка. Материнство стало для Сандей настоящей радостью, она любит свою дочь больше всего на свете, и ради нее пытается казаться обычной — одевается и ведет себя под стать другим людям, копирует их жесты, мимику и речь.
0
0
0
4346
Новая книга Екатерины Звонцовой — рождественский пряник со свинцовой дробью. Глазурь здесь — стилизованный под классические романы текст с вкраплением бесконечных цепочек родословных, статусов: кто в каких светских кругах вращается, кто в каком чиновничьем департаменте обитает.
0
0
0
4662
Привычное дело: автор придумывает персонажа, выбирает ему характеристики и повелительно отправляет его по сюжетным локациям к финальной точке. В романе Артëма Роганова «Как слышно» этот литературно-игровой алгоритм взламывается уже на старте с помощью постмодернистского чит-кода: персонаж проявляет свободу воли, то и дело вырывает из рук автора условный пульт управления и даже высказывает претензии своему рассказчику-миллениалу. Только вот горе-писатель тоже вымышлен.
0
0
0
5682
По словам писателя, идея романа инспирирована серией шпионских скандалов, разразившихся в нулевых. Главный герой, чье настоящее имя читатель не знает практически до финала, с честным промыслом бойца невидимого фронта давно завязал. И он бы знать забыл призрачную неласковую родину, если бы не случившееся в далеком заснеженном российском Чулманске.
0
0
0
5786
Довольно много молодежной — точнее даже young adult — литературы в последние годы пишется в жанре фэнтези и в многочисленных его вариациях: это может быть магический реализм, мистика, так называемая «темная академия», городское фэнтези, технофэнтези и так далее… Тем необычнее видеть реалистический роман — сама автор, к слову, говорит, что узнала о принадлежности книги к young adult от издателя. С одной стороны, роман Дарьи Месроповой уже тематически выделяется из потока остальных текстов, с другой — сразу же задает высокие читательские ожидания из-за ассоциаций.
0
0
0
6138
За исключением самого Оноды (и отчетливо экспрессионистского, als Dunkelheit, названия) в «Сумерках мира» нет ничего херцеговского. Это роман отсутствия, реконструирующий немецкую фантазию о японском менталитете. Попытка достучаться и понять. Еще одна лаборатория изгойства.
0
0
0
6986
Ныркова пытается найти новый язык для того, о чем уже не раз написано, стирая границу между прозой и поэзией. Она обращается к иносказаниям, замалчиваниям, старается уйти от прямого описания трагедии и ее переживания с помощью другого типа письма — образного, ритмичного, местами магического.
0
0
0
8198
«Картина Сархана» — психологический триллер, построенный на бесконечных играх с разумом персонажей и читателей. Рагим Джафаров вновь доказывает, что текст для него — анатомические театр, где препарируется не плоть, а сознание. В этом шоу иллюзий выверена каждая мелочь: с каждой сценой нарастает ощущение тревоги, а к концу читатель вместе с героиней впадает в безумие.
0
0
0
8050
В основе сюжетов Саши Степановой часто лежат реальные события, — писательница лишь подменяет имена и некоторые факты ради художественности. Так в «Колдуне из Неглинки» элементы городского фэнтези смешиваются с тру-краймом, но все происходящее остается узнаваемым. Серийные убийства, каннибализм, эксперименты над людьми и другие случаи насилия и жестокости людей друг к другу.
0
0
0
8602
Сюжеты о материнстве и неполных семьях часто появляются в современной литературе и, как правило, в них заложен важный разговор о правах уязвимых, насилии, необратимых болезнях. «Перл» Хьюз обходит эти экстремальные углы, чтобы напомнить о прячущейся в темноте печали — близкого человека можно лишиться и без вмешательства агрессивных факторов.
0
0
0
11974
Роман, состоящий из трех новелл, писался дольше семи лет, и это может объяснить заметную разницу между его частями. Если новелла «Без сна» (2007) более реалистична, то «Сны Улава» (2012), с ее невероятными совпадениями, мистикой и символическими персонажами, уходит от реализма в сторону метафоричности. «Вечерняя вязь» (2014) объединяет две этих крайности.
0
0
0
10698
Представьте, что вы заходите в ванную комнату старой коммуналки. Сперва вам бросается в глаза черная плесень, потом — ползущий по стене таракан, потом — обрезки чьих-то ногтей, потом — бело-желтая слизь; только после вы замечаете труп в эмалевой ванной. Примерно так работает и новый роман победительницы премии «Лицей», финалистки «Ясной Поляны» Екатерины Манойло.
0
0
0
9082
Противоречивый характер микенской царицы Клитемнестры и ее отчаянные действия, которых требовали отчаянные времена, уже не единожды описывали античные авторы, но всякий раз оставляли ее на вторых и чаще всего не самых положительных ролях, сосредотачивая внимание то на Электре, то на Кассандре, то и на Троянской войне в целом. Констанца Казати находит в мифах и поэмах Гомера множество сюжетных ниточек, которые сплетает в единое полотно ее жизни, нигде не противореча первоисточникам и одновременно ведя повествования от лица весьма ненадежного рассказчика.
0
0
0
9506
Двадцатидевятилетняя Лиза, обладающая недюжинными математическими способностями, работает уборщицей. Она могла бы сделать блестящую академическую карьеру или запустить стартап, а то и несколько. Но каждый день Лизы состоит из множества очевидных и незаметных ритуалов. Каждый услышанный ею звук наполнен оттенками и телесными ощущениями.
0
1
0
11794
«Рассказы Фата-Морганы» — наглядный пример того, что такое вселенная по фамилии Литтелл. Необязательность жанрового выбора, фиглярство, свободный джазовый дух — в этих псевдоочерках, стенографиях, рисунках слишком много реальности и слишком мало литературы.
0
0
0
10790
Литературный редактор Вика Войцек дебютирует в большой прозе и открывает дверь в мир литературы, можно сказать, с ноги — шутки шутками, но роман выходит действительно крепким и запоминающимся по многим причинам. «Я, собачка» — книга совершенно не детская, очень страшная и напряженная, но не в «классическом», привычном для читателя смысле. Это не хоррор, не мистика — и тем более не «кровь-кишки». Роман прежде всего посвящен социальным ужасам: взрослым, теряющим работу и спивающимся; детям, ежедневно пропадающим в больших городах; людям сомнительных помыслов, тем самым скупщикам и продавцам «игрушек».
0
0
0
10910
Лейтмотив этого текста — попытка стать заметнее в равнодушном мире, который не хочет обращать внимание на подростка и его страдания. Если считывать поверхностный, то роман о том, чем и кем может стать подросток, которого отвергли и бросили, и какие последствия это может иметь для него и всего окружающего мира.
0
0
0
10422
Как и обещал Джеймс, книга написана так, что необязательно знать содержание предыдущего тома. Взросление Соголон и ее превращение в защитницу женщин — ту самую Лунную Ведьму — занимает большую часть текста. А вот сюжет про поиски мальчика оставлен на финальную треть и в целом повторяет события «Черного Леопарда», отличаясь лишь в деталях, ведь у всех участников этой авантюры своя правда.   
0
0
0
10446
Истинный герой этого текста — пустота, она же — конечный пункт назначения. Странствие по малодеятельной железной дороге становится метафорой жизни, суть которой — стремление к пустоте и мучительная невозможность ее достичь.
0
0
0
10854