Иэн Сэнсом. Бумага

Иэн Сэнсом. Бумага

  • Иэн Сэнсом. Бумага. О самом хрупком и вечном материале / Пер. с англ.
    Д. Карельского. — М.: АСТ: Corpus, 2015. — 320 с.

    Книги, письма, дневники, картонные подставки под пиво, свидетельства о рождении, настольные игры и визитные карточки, фотографии, билеты, чайные пакетики… «Мы — люди бумаги», — утверждает английский филолог и публицист Иэн Сэнсом, который однажды попробовал представить мир без этого материала. Несмотря на все грозные предсказания о тотальной оцифровке книг и архивов, исследователь доказывает, что в том или ином виде бумага всегда будет с нами.

    Глава 2

    В лесу

    По лесу идут тропы, многие сильно заросли и внезапно
    теряются, дойдя до мест, где лес нехоженый. Тропы проходят
    каждая своим путем, но при этом по одному и тому же лесу.
    Порой кажется, что они неотличимы одна от другой. Но это
    только так кажется. Лесорубы и лесничие умеют их различать.
    Они знают, что от каждой из них ждать.

    Мартин Хайдеггер «Лесные тропы» (Holzwege, 1950)

    Точь-в-точь как в той истории со слепым бедолагой Эдипом, участь моя была давным-давно предрешена, но только теперь я разгадал загадку и вступил на верный путь. Дело
    в том, что в конце 1970-х — начале 1980-х даже в самых
    заурядных и ни на что особо не претендующих школах
    Англии ввели для учеников нечто вроде консультаций
    по выбору будущей профессии. Под конец пятого класса нас всех направили к педагогу — назовем его именем Тиресий, — которому было доверено обращение
    с новомодной системой определения профессиональных задатков. Мы отвечали на кучу разных вопросов,
    наши ответы фиксировались на перфокартах, а потом
    перфокарты загоняли в школьный компьютер, каковой,
    подумав — не знаю, насколько правомерно будет тут
    сравнение с Оракулом, — выдавал приговоры, отпечатанные на ленте, как у кассового аппарата. Согласно компьютерным приговорам, нам, подрастающему
    в графстве Эссекс поколению, рекомендовалось готовить себя к трудовой деятельности в роли секретарш,
    таксистов и автомехаников. Мне на общем фоне повезло. Судьбой мне было суждено работать в лесничестве.

    И вот тридцать лет спустя, за все эти годы практически ни разу не побывав в лесу — если не считать
    редких прогулок в пригородном Эппингском лесу,
    а также периодических приключений в древнегреческих мифологических рощах и чащах, где странствовали рыцари короля Артура, в Стоакровом лесу и в том,
    где живут чудовища из «Там, где живут чудовища», ну,
    и еще в родном лесу Груффало, — я вдруг осознал, что
    на самом деле по горло засыпан палой листвой, буквально утопаю в рыхлой лесной подстилке. Лесником
    я не стал, но определенно сделался сыном лесов, обитателем тенистых лощин и папоротниковых прогалин.
    Я фактически кормлюсь лесом.

    Взять хотя бы сегодняшнее утро: выйдя ненадолго
    на улицу, я притащил домой две пачки писчей бумаги, два репортерских блокнота фирмы «Силвайн», несколько почтовых конвертов, пять простых карандашей
    средней твердости, а еще «Белфаст телеграф», «Дейли
    телеграф», «Гардиан», «Таймс», «Дейли мейл» и два журнала — один про дизайн интерьеров, другой про бокс.
    А выходил-то я, собственно, купить почтовых марок.

    Бумаги я потребляю больше, чем всех остальных
    продуктов, в том числе и продовольственных. В смысле
    бумаги я всеяден. Я буквально пожираю ее — вне зависимости от того, что это за бумага и откуда она взялась.
    (Бывают, впрочем, исключения. Недавно в Лондоне
    я по рассеянности забрел в «Смитсон», роскошный
    писчебумажный магазин на Бонд-стрит — из тех, где
    продавцы выглядят респектабельнее покупателей, которые, в свою очередь, стократ респектабельнее любого из ваших знакомых, где на входе солидная охрана,
    а за симпатичный кожаный бювар у вас попросят полторы тысячи фунтов, где можно сделать тисненную
    золотом надпись на записной книжке и где я, честное
    слово, не мог себе позволить прикупить даже коробочку
    простых карандашей.)
    Когда я, изводя одну за одной стопы девственно
    чистой бумаги, пишу на ней что-нибудь карандашами
    «Фабер-Кастелл» или распечатываю тексты с помощью
    давно и окончательно устаревшего сканера-копира-принтера «Хьюлетт-Паккард», я же на самом деле кладу при корне дерева свою обоюдоострую лесорубную
    секиру1. Я — Смерть, разрушитель… ну, если, не миров,
    то лесов уж точно
    2. Мы знаем (хотя подобные общеизвестные цифры обычно трудно бывает перепроверить), что на одну пачку бумаги уходит в среднем одна двадцатая часть древесины одного растения. То есть
    ради производства приблизительно двадцати пачек
    или восьми тысяч листов, изведенных мною по ходу
    написания книги, которую вы держите сейчас в руках,
    целиком было уничтожено минимум одно взрослое дерево. Это если не учитывать напечатанных на бумаге
    книг, прочитанных мной в процессе работы, и бумаги, на которой напечатали тираж моего произведения.
    А если все это учесть и суммировать, то, боюсь, выйдет
    уже не дерево, а небольшой перелесок. Мировые запасы
    древесины нынче отнюдь не сосредоточены в вековых
    лесах Канады, России и Амазонии — основные залежи ее раскиданы по книжным магазинам, библиотекам
    и логистическим центрам «Амазона».

    Всякий, кто углубляется в историю и подробности того, как и почему человек начал перерабатывать
    деревья в бумагу, рано или поздно чувствует себя царем Эдипом — погрязшим в неведении слепцом, проклятым за страшное злодеяние. Или, скорее, поэтом
    Данте, который говорит о себе в первой терцине «Божественной комедии»: «Nel mezzo del cammin di nostra
    vita / mi ritrovai per una selva oscura / che la diritta via
    era smarrita
    » («Земную жизнь пройдя до половины, /
    Я очутился в сумрачном лесу, / Утратив правый путь
    во тьме долины»3). Selva oscura, или «сумрачный лес»,
    тут весьма кстати, поскольку исследователя новейшей
    истории бумажного производства мрак и сумрак, бывает, накрывают грозно и неотвратимо, как грозно и неотвратимо двинулись в финале «Макбета» на Дунсинан
    воины Малкольма, прикрываясь от защитников замка
    ветвями, которые нарубили в Бирнамском лесу. (Куросава превосходно снял эту сцену, яркую и зловещую,
    в фильме «Трон в крови» 1957 года; желающих убедиться
    в этом отсылаю на «Ютьюб».)

    В XVIII–XIX веках производители бумаги начали
    искать, чем бы заменить в качестве сырья привычное тряпье, которого попросту переставало хватать. В 1800 году
    для нужд бумажного производства в Британию было
    ввезено тряпья на 200 тысяч фунтов стерлингов, цены
    на него стремительно росли. Как пишет Дард Хантер,
    автор непревзойденного труда «История и технология
    старинного искусства выделки бумаги» (Papermaking:
    The History and Technique of an Ancient Craft
    , 1943), требовалось «растительное волокно, от природы компактно
    произрастающее, такое, чтобы его было просто собирать и обрабатывать и чтобы оно давало самую высокую
    среднюю урожайность в расчете на один акр».

    Дерево как нельзя лучше отвечало этим условиям —
    первым об этом заявил Маттиас Копс. В 1800 году он
    издал книгу, чудесно озаглавленную «Историческое
    повествование о субстанциях, посредством коих происходила передача мыслей, начиная от древнейших времен и до изобретения бумаги» (Historical Account of the
    Substances Which have been Used to Convey Ideas from
    the Earliest Date to the Invention of Paper
    ). В книге Копс,
    среди прочего, утверждал, что она частично напечатана
    «на бумаге, каковая изготовлена из одной лишь древесины, произраставшей у нас в стране, без малейшей
    примеси тряпья, бумажных отходов, древесной коры,
    соломы либо иных субстанций, когда бы то ни было
    употреблявшихся при выделке бумаги; и тому имеются
    самые что ни на есть надежные доказательства».

    Доказательства не заставили себя долго ждать:
    в 1800–1801 годах Копс стал обладателем массы патентов, в том числе «на выделку бумаги из соломы, сена,
    чертополоха, отходов пенькопрядения и ткацкого дела,
    а также из всевозможных разновидностей древесины
    и древесной коры». Копс нашел желающих вложиться
    деньгами в производство бумаги новым, изобретенным
    им способом и выстроил посреди Лондона, в Вестминстере, громадную бумажную мануфактуру — как считает специалист по творчеству Уильяма Блейка Кери Дейвис, именно эта постройка устрашающим своим видом
    внушила Блейку апокалипсический образ близящейся
    индустриальной эры, который рисуется ему в неоконченной визионерской поэме «Четыре Зоара» (The Four
    Zoas
    ). Терпения инвесторов, впрочем, хватило ненадолго, в 1804 году Копсу пришлось мануфактуру продать, и,
    таким образом, на производстве бумаги из древесного
    сырья сделали себе состояние совсем другие люди.

    Среди этих других был немецкий ткач и механик
    Фридрих Готтлоб Келлер — в 1840 году он запатентовал машину для тонкого размола древесины. Генрих
    Фельтер усовершенствовал эту машину, известную с тех
    пор как «дефибрер», а еще один немец, Альбрехт Пагенштехер, оборудовал ею первую в Америке бумажную
    фабрику, на которой бумагу получали из измельченной
    древесной массы. В те же примерно годы был разработан химический метод получения целлюлозы, при котором древесная щепа разделялась на волокна, главным
    образом, не перетиранием, а варкой в растворе с добавлением щелочи (при натронном способе) или кислоты
    (при сульфитном способе). Таким образом, ко второй
    половине XIX столетия угроза кризиса в бумажном
    производстве миновала: сырье для фабрик подешевело, их производительность возросла, спрос на бумагу
    стремительно ширился во всем мире. Бумажный век
    вступил в свои права. Во многом благодаря лесам.

    И за счет лесов. В наши дни почти половина промышленно вырубаемой древесины идет на производство бумаги. Неумеренное потребление человечеством
    бумаги, как утверждают активисты-экологи, угрожает
    ни много ни мало самому существованию жизни на планете. В средневековом английском законодательстве были предусмотрены особые следствие и суд «по лесным
    тяжбам» — перед этим судом представали крестьяне
    и лесничие, которых подозревали в нарушении лесных
    законов, в том, например, что кто-то самовольно срубил
    дерево, а кто-то застрелил оленя. Существуй подобие
    таких выездных судов сегодня, истцами бы на них выступали экологи и активисты природоохранных движений, а ответчиками — транснациональные компании-производители бумаги.

    Один из самых неугомонных и красноречивых защитников лесов — писательница и борец за сохранение
    природы Мэнди Хаггит. «Пора перестать видеть в белом
    листе бумаги нечто чистое, здоровое и естественное, —
    говорит она. — Мы должны осознать, что бумага — это
    не что иное как выбеленная химикатами целлюлоза».
    Хаггит и ее единомышленники из экологических ор-
    ганизаций, таких как «ФорестЭтикс», «Кизиловый альянс» и Совет по охране природных ресурсов, не устают
    повторять, что современное бумажное производство
    наносит огромный вред человеку и окружающей среде:
    является причиной эрозии почв, наводнений, уничтожения природной среды обитания и, соответственно,
    массового вымирания биологических видов, порождает
    нищету и социальные конфликты, неумолимо мостит
    нам бумагой путь саморазрушения, в конце которого — апокалипсис. Экологи обвиняют ведущих мировых производителей бумаги — корпорации «Интернэшнл пейпер», «Джорджия-Пасифик», «Уэйерхаузер»
    и «Кимберли-Кларк» — в уничтожении первобытных
    лесов, на месте которых они разводят монокультурные
    насаждения, нуждающиеся в химических удобрениях,
    которые, в свою очередь, загрязняют реки и озера.

    Список обвинений со стороны защитников лесов
    длинный и довольно запутанный. Но даже если бы
    бумажные корпорации оправдались по всем пунктам,
    если бы восстанавливали сведенные леса в их первозданном виде, если бы сделали так, что благодаря
    рациональным методам ведения хозяйства древесина
    превратилась в полностью возобновляемый ресурс,
    промышленное производство бумаги все равно бы
    ставило под угрозу будущее планеты — слишком много оно требует конечных ресурсов невозобновляемых,
    слишком велики затраты воды, минерального сырья,
    металлов и углеводородов. Если верить Мэнди Хаггит,
    «при изготовлении одного листа формата А4 выделяется столько же парниковых газов, сколько при горении
    лампы накаливания в течение целого часа, а кроме того,
    расходуется большая кружка воды». (По инженерным
    спецификациям, производство тонны бумаги требует
    сорока тысяч литров воды, но бóльшая ее часть очищается и используется повторно.)

    Выходит, что свой изысканный рацион из газет,
    журналов, стикеров, туалетной бумаги и кухонных бумажных полотенец мы жадно запиваем цистернами воды
    и заедаем мегаваттами электричества. В Великобритании на одного человека в среднем за год расходуется
    около двухсот килограммов бумаги, в Америке — почти
    триста, а в Финляндии, на чью долю приходится 15 процентов мирового производства, и того больше. В Китае
    годовое подушное потребление бумаги составляет всего пятьдесят килограммов, но при этом заметно растет
    из года в год. Если взять человечество в целом, то в день
    оно потребляет без малого миллион тонн бумаги, причем значительная ее часть после недолгого использования отправляется прямиком на свалку. «Мы совершенно
    отвратительно обращаемся с бумагой», — говорит Мэнди Хаггит, и тут с ней трудно не согласиться.


    1 См. Евангелие от Матфея, 3:10.

    2 Фраза из Бхагаватгиты, известная благодаря тому, что она якобы
    пришла в голову Роберту Оппенгеймеру, наблюдавшему в тот момент испытательный взрыв атомной бомбы.

    3 Перевод М. Лозинского.