Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева

Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева

  • Дыхание камня: Мир фильмов Андрея Звягинцева. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 456 с.

    Евгений Васильев

    Собачье сердце

    Революция 1917 года и профессор Преображенский породили новый биологический вид — человека-собаку
    Шарикова. Сетевая революция XXI века породила «Анонима».
    Аноним — существо ловкое и почти не отличающееся умом от
    собаки. Анонимы не обладают ни достатком, ни свойствами,
    ни душой. Однако, сбиваясь в стаю, Анонимы становятся всемогущи и непобедимы. В древности «Анонимы» имели другое
    имя — «Народ». А Народ «право имеет». Постепенно Анонимы
    заполняют собой просторы интернета. Потом, подобно зомби
    из фильма ужасов, выползают на Тахрир и Манежку. Трепещут
    полковники Африки. Прячутся по углам шейхи Персидского
    залива. Бывшие хозяева Европы получают статуэткой по морде.
    В России Алексей Навальный поднимает Анонимов на борьбу
    с властью «воров и жуликов». Посадские люди бросаются
    под боярские сани с мигалками. С колокольни оземь летят
    кумиры прошлого — целовальники Юрка Лужков и Никитка
    Михалков.

    Не многим лучше судьба у кумиров настоящего — «народных печальников». Стоит лишь голову приподнять над толпой Анонимов, стать чуточку богаче, умнее, удачливей. И ты,
    Навальный, и ты, Шевчук, — встал в позу — получи дозу. Гнев
    русского Анонима находит свое иносказательное выражение в
    леволиберальном игровом кино — «Новой волне». Яркая документалистика симпатизирует Анонимам уже вполне открыто.
    Почти все актуальное в 2006–2010 годах отечественное кино
    (и правое, и левое): «Сумаcшедшая помощь», «Волчок», «Дикое
    поле», «Юрьев день», «Школа», «Россия-88», «Революция, которой
    не было» и примкнувшее к нему квазиотечественное «Счастье
    мое», — ставя диагноз действительности, смотрят на нее глазами маленького человека. «Какраки» Ивана Демичева — редкое
    исключение. Между властью и народом, между знатью и плебсом
    назревает война.

    И вот на фоне этого эгалитаристского, преимущественно
    левого кино, на фоне набирающей силу толпы Андрей Звягинцев
    снимает самый антинародный фильм двадцатилетия — «Елена»,
    картину, которая в контексте современной политической жизни
    может стать знаменем элиты в войне с Шариковыми всех пород.
    Со времен «Собачьего сердца» Владимира Бортко мы не видели
    ничего подобного.

    Если отбросить метафоры и впасть в преступную вульгарность, то сюжет «Елены» можно описать как битву родственников за роскошную квартиру на Остоженке. Тема для популярной
    передачи «Час суда». «Новые аристократы»: молодящийся пенсионер-миллионер Владимир (Андрей Смирнов) и его наследница-чертовка Катя (несравненная Елена Лядова) противостоят
    «выходцам из глубин народа» — жене Владимира медичке Елене
    (Надежда Маркина), ее безработному сыну Сереже (Алексей
    Розин), ее невестке Тане (Евгения Конушкина), ее внукам — гопнику-уклонисту Саше (Игорь Огурцов) и Анониму-младенцу.

    Сражение развивается неспешно, даже интеллигентно. Но на
    пике конфликта Елена и ее простодушный сын Сережа в качестве убойных аргументов начинают почти дословно цитировать Швондера и Полиграфа Полиграфовича. Шариков: «Мы в
    университетах не обучались, в квартирах по пятнадцать комнат
    с ванными не жили… Только теперь пора бы это оставить. В
    настоящее время каждый имеет свое право…» Швондер: «Мы,
    управление дома, пришли к вам после общего собрания жильцов
    нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир
    дома». Елена: «Какое вы имеете право думать, что вы особенные? Почему? Почему? Только потому, что у вас больше денег
    и больше вещей?» Сережа в ответ на отказ предоставить очередной бессрочный кредит: «Не, ну чё за фигня!», «Вот, блять,
    жмот, а!» (читай: «Где же я буду харчеваться?»). Елена ничтоже
    сумняшеся выгребает сейф Владимира, так же как и Шариков,
    который присваивает в кабинете Филиппа Филипповича два
    червонца, лежавшие под пресс-папье.

    После Первой мировой войны Европа была в ужасе от масштабов свершившейся бойни. Казалось, что уже никто и никогда
    и не подумает повторить этой ошибки. В двадцатые годы прошлого века журналисты брали интервью у выдающегося философа истории Освальда Шпенглера. Задали вопрос: «Будет ли
    Вторая мировая война?» Шпенглер ответил: «Конечно, будет».
    Журналисты опешили и задали вопрос второй: «Когда и почему?»
    Шпенглер усмехнулся и ответил: «Через двадцать лет. Потому
    что к этому времени уже вырастет поколение, которое не знает
    ничего о Первой мировой». После социальных экспериментов в
    XX веке тоже казалось, что мир уже никогда не сможет ввергнуть
    себя в поиски «Большой, Священной Правды». Так казалось в
    1989–1993 годах.

    … Прошло двадцать лет.

    Случилась смена поколений. Сейчас социализм и его прелести для тех, кому сейчас меньше тридцати пяти, — абстракция.
    Умственная конструкция. Уход Гурченко, Козакова, Лазарева —
    этот список можно продолжать — имеет гораздо более страшный эффект, чем мы представляем. Позднесоветская интеллигенция, хотя и чуждая потребительскому обществу, выработала
    все-таки за семьдесят лет иммунитет к коммунистическому идеализму, ко всякому идеализму вообще. Владеют умами в обществе и руководят страной преимущественно те, кому за тридцать
    пять. Главреды и режиссеры, актеры и министры девяностых,
    пережившие брежневский СССР в зрелом возрасте и почувствовавшие все его плюсы и минусы на своей шкуре, сохраняли здоровый скепсис к идее социального равенства, некую дистанцию.
    А потом они стали исчезать один за другим. Из тех, кто подписал «письмо сорока двух», осталось всего восемнадцать человек.
    И левые, и националистические настроения все больше овладевают обществом в России после 2004–2006 годов именно из-за
    смены поколений.

    Новое поколение захватывает власть в культуре и рвется порулить страной. Не только у нас — во всем мире. Бесчисленные
    новые леваки: Прилепины, Удальцовы, Манцовы — помнят
    только обиды девяностых. СССР для них — все же голубое
    детство. Новые культуртрегеры идеализируют социалистическое прошлое — кстати, не только советское, а вообще любое.
    Настоящее — «медведпутская Эрэфия» — все свои язвы демонстрирует в упор. Они у нее наличествуют, как у любого общества
    в режиме реального времени. А прошлое и далекое — прекрасно
    и величественно. За Прилепиными и Удальцовыми стоят миллионы Анонимов.

    Основа сетевых форумов — это человек семнадцати-тридцати трех лет, человек, которому в 1991 году было максимум
    тринадцать. Для него мычать: «Да здравствует Сталин!», «Хайль
    Гитлер!» или «Харе Кришна!» — приятная обыденность в перерывах между сеансами мастурбации. Все бы ничего, но благодаря
    интернету Анонимы-Шариковы создали критический перевес в
    культурном и идеологическом пространстве. В XIX или XX веке
    их невнятную писанину попросту бы не взяли ни в «Земский
    вестник», ни в «Районную вечерку». Техническая революция дала
    голос миллиардам дураков, доселе прекрасным в своем безмолвии. Наступление Сережи из Бирюлева, египетского отребья
    или киргизских «мырков» — это не только захват роскошных
    квартир в Москве, Каире или Бишкеке. Это крушение Сознания
    и торжество Зверя.

    По сравнению с «Изгнанием», которое оттолкнуло многих
    иносказательностью, сюжет «Елены» получился ясным и прозрачным. Тому одной из причин стала вещь весьма прозаическая — экономический кризис 2009 года. Известно, что в планах
    режиссера были более затратные проекты, но от амбициозных
    планов пришлось отказаться в пользу бюджетной «Елены».
    Возможно, что этой вынужденной «бедностью» фильм только
    обогатился, став понятнее и ближе отечественной и каннской
    кинокритике.

    Кинолента наполнена целыми сгустками сиюминутной
    реальности, в которой многие могут узнать себя и обстоятельства собственной жизни. Бирюлево, кухня два на три, пивасик по
    вечерам — мир потомков Елены. Фитнес-клуб «Enjoy», модные
    квартиры в Бутиковском переулке стоимостью по три-четыре
    миллиона евро — мир Владимира и Кати. В качестве общенациональной идеи, связывающей Бутиковский переулок и Бирюлево,
    выступает фоновый телевизионный эфир, опьяняющий сознание
    героев и невольно прельщающий их будущими беззакониями.
    Когда будете смотреть «Елену», обратите внимание на журча-
    щие в фильме и популярные в народе телепередачи «Малахов+»,
    «Контрольная закупка», «Жить здорово», а также на реплики о
    журналах для милых женщин, сканвордах, кроссвордах и эротических журналах. Невинные призывы «изменить вектор своего
    вкусового пристрастия», «сделать здоровую пищу очень вкусной»
    зловеще переходят в философские обобщения: «Это вот такая
    типично советская система, вот просто обязательно надо человека загрузить так в надежде, что потом-то его… Может быть, к
    концу сезона он вырулит». Или: «Страна ужаснется от того, что
    у вас, клянусь, вот все повторится, вы еще поплачете за все, что
    вы сделали, и ты тоже ответишь за все». A propos промелькнет
    и реплика, которая может раскрыть и многое в судьбе самого
    режиссера, а следовательно, и дать ответ на неразгаданные
    загадки из «Возвращения», «Изгнания» и новеллы из альманаха
    «Нью-Йорк, я люблю тебя».

    Ругая плебс, автор этих строчек должен с горечью признать, что
    Сережа — это и он сам в значительной степени. Малогабаритная
    квартира, четверо детей, инфантилизм, иждивенчество, лежание на диване, сидение у компьютера, пиво «Балтика № 9» по
    вечерам, утрам и дням, сосание денег у родителей — это все про
    меня. Я ненавижу в себе Сережу Шарикова. Мне кажется, что я
    другой, совсем другой. Мне кажется. Я очень в это верю.
    Несмотря на всю кинематографическую и социальную
    новизну, «Елена» все равно остается характерно «звягинцевским» фильмом. Узнается уникальный авторский почерк.
    В этом можно убедиться, посмотрев и ранние короткометражные
    картины — «Бусидо», «Obscure», «Выбор», новейшую новеллу из
    альманаха «Эксперимент 5ive», выпущенную уже после «Елены».
    Но, в конце концов, Герман, Муратова и Тарковский тоже всю
    жизнь «снимали один фильм», за исключением самых ранних
    работ. Индивидуальный почерк — признак мастерства.

    В «Елене» мы снова видим конфликт внутри семьи и суровые
    беседы с Отцом, снова слышим лаконичные и емкие диалоги.
    Это почерк Олега Негина — штатного сценариста Звягинцева.
    Негин всегда плетет сюжетную паутину неспешно, но ловит в
    нее зрителя коварно. В операторах — Михаил Кричман, который
    даже ярмарочную Москву рисует в селадоновых, эмалевых тонах,
    слегка обезлюдевшей. Планы преобладают длинные, секунд по
    тридцать-пятьдесят. Кажется, что даже реквизит, который может
    в реальной жизни валяться по углам, специально уносят из глубины кадра прочь. Получается хитрый эффект: несмотря на узнаваемость Москвы, она все равно чуть-чуть притчевая выходит.
    Среди дальних родственников «Елены» самый близкий, пожалуй, — это «Декалог» Кшиштофа Кесьлевского с его пустынной
    теологией варшавских кварталов.

    Но, несмотря на политическую валентность, «Елена» — не
    политическая картина в современном понимании этого слова.
    В своих многочисленных интервью Звягинцев строго журит
    современное общество в духе «У нас все давно продано Америке!».
    Вот и в «Елене» новая элита также осознает себя как «гнилое
    семя», не имеющее будущего. Звягинцев одинаково далек и от
    красных, и от белых. Тем не менее в бурлении 2011 года фильм
    сочится политическими коннотациями и играет на стороне
    контрреволюционеров. Антинародный его пафос бросается в
    глаза, а вот антиэлитарный — еле виден. То, что с самых первых
    рецензий картина стала восприниматься многими как политический манифест, будет, наверное, не по нутру режиссеру.
    Для него «Елена» прежде всего разговор о «мистерии обрушения
    душевного состояния общества», беседа о конце мира, а не увядании политических партий.

    «Елена» — это идеология, но идеология не местечковая,
    красно-белая, а иконоборческая, тысячелетняя. За фасадом
    поверхностных трактовок маячит тотальный протест против возрожденческого гуманизма, коего и марксизм, и либерализм —
    родные дети. «Елена» — это протест против модерна и его
    порождения — гедонизма. Протест против антропоцентризма,
    высшей ценностью которого является человек. И в «Изгнании», и
    в «Возвращении», и в «Елене» ударные моменты — жертвоприношение человека во имя чего-то иного. Чего? Аристотель говорил,
    что предлагать человеку лишь человеческое означает обманывать человека и желать ему зла, поскольку главной частью своей,
    какой является душа, человек призван к большему, нежели просто человеческая жизнь. Ему поддакивает Хайдеггер: «Смысл же
    существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить
    Бытие как „просеку“ всего Сущего».

    Фокус в том, что в глубине «Елены» таится фундаментальная
    онтология, идущая от греков к Мартину Хайдеггеру. А на этом
    фундаменте строится здание геройства, доблести и чести, по
    сути, дворянской, аристократической этики. Счастье, любовь
    и даже достаток, по Звягинцеву, должны стоить очень дорого.
    Какая уж тут буржуазия, какой «бубль-гум»? Где здесь социалистическая забота о народном быте? Наоборот, благими намерениями — абортами, врачами-убийцами и пивом с воблой —
    вымощена дорога в ад.

    Парадоксальным образом новый фильм Звягинцева играет на
    поле почвенничества и аристократизма, где у нас в капитанах —
    Никита Михалков. Однако коренное отличие европейского
    любимца от Бесогона в том, что Звягинцев наливает просто
    безбрежные океаны сомнений. Там, где у Михалкова — готовые ответы: «Родина», «усадьба», «честь», у Звягинцева — одни
    вопросы. Звягинцев намекает, но не диктует. За это и люби´м
    прогрессивной общественностью. Творчество его сопротивляется истолкованию, сопротивление же стимулирует новые и
    новые интерпретации.

    У фильма «Елена» — глубокое дно. И автору отдельной рецензии его не достичь.