Не чини то, что не ломалось

Текст: Артём Рубайло

  • Фиона Э.Хиггинс «Коллекционер стеклянных глаз» СПб.: Азбука, 2010

За последний год с небольшим в России вышло три романа Фионы Хиггинс: «Черная книга секретов», «Заклинатель», а теперь вот и «Коллекционер стеклянных глаз». Аккурат три четверти цикла «Истории Зловещего города». Читателю, надо понимать, понравилось. И отечественному, и англоязычному. Так в чем же секрет этого успеха, «из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки»?

Есть такое старое программерское правило: «Не чини то, что не ломалось». Фиона Хиггинс следует ему, пожалуй, с несколько излишним рвением. Писательница неизменно верна сюжетной схеме, которая однажды принесла ей славу и позволила полностью посвятить себя литературе. Сработало раз, сработало два, сработает и три — в общем, логичное умозаключение. В «Коллекционере стеклянных глаз» главным героем снова оказывается бедняжка-сирота из города Урбс-Умид, раскинувшегося на двух берегах ядовитой речки-вонючки, замерзающей лишь в самые лютые холода. Только на сей раз он родом не с южного берега, где ютится озлобленный и сильно пьющий пролетариат, а с северного, где с комфортом расположилась местная буржуазия, без зазрения совести эксплуатирующая своих униженных и оскорбленных сограждан.

Но и богатые, как известно, тоже плачут. Батюшка юного Гектора, преуспевающий виноторговец, становится жертвой шантажа и от огорчения умирает, дом идет с молотка, и мальчик оказывается на улице без единого пенса в кармане, но с огромным желанием поквитаться с шантажистом. В роли дежурного мерзавца выступает одноглазый аферист, купивший баронский титул и втершийся в доверие к аристократам, охотно развесившем уши. Есть и еще один претендент на эту роль — точнее, претендентка. Но с ней все немного сложнее... Как бы там ни было, Гектор парнишка смышленый, на южном берегу не пропадает, врага выследит и даже почти приведет в исполнение изощренный план мести, несмотря на уговоры добрых людей. Правда, в конечном итоге собиратель стеклянных глаз сам подставится под удар, а малолетний правонарушитель так и не запятнает руки кровью. Справедливость восторжествует, это уж как пить дать. Единственное серьезное отступление от установившейся традиции заключается в том, что учителя, который поможет ему разобраться в себе, Гектор найдет только в самом финале романа, и эта встреча неожиданным образом закольцует цикл.

В общем, в «Коллекционере стеклянных глаз» есть весь «джентльменский набор», характерный для прозы Хиггинс: бедный, но отважный сиротка, зловещий Урбс-Умид, город контрастов, чудаки и фрики в ассортименте, предсказуемое торжество добродетели над пороком... И, конечно же, неизбежный Диккенс, настойчиво лезущий из каждой строчки, как зомби из гроба. Тому, кто уже проглотил «Черную книгу секретов» и «Заклинателя», «Коллекционер», скорее всего, тоже доставит немало приятных минут. Ну а что такого? Вон, романы про "попаданцев"/"внедренцев" все написаны по одному шаблону (восходящему то ли к Василию Звягинцеву, то ли к Спрэгу де Кампу, то ли вовсе к Марку Твену) — и ничего: писатели пописывают, читатели почитывают... Полная идиллия, короче. Чем Хиггинс хуже?

Публикуется с разрешения журнала «FANтастика»

Купить книгу на Озоне

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Издательство «Азбука»Фиона Э. Хиггинс