Интервью с Светланой Лёгких

Почему было решено назвать Международную книжную ярмарку «книжным салоном»? Салон это ведь что-то интимное, уютное, элитарное, а ярмарка — шумное, многолюдное, массовое, почему все-таки — салон?

Словари, помимо всего прочего, дают следующие определения слову «салон»: 1) помещение для приема гостей и 2) сезонная выставка произведений искусства. Мне кажется, обоим этим определениям наша выставка вполне соответствует — те, кто приходит на нашу выставку для нас не просто посетители, они наши гости, и мы делаем все, чтобы им было интересно на Салоне, а участники выставки-ярмарки не только торгуют, но и представляют свои издательские достижения. Кроме того, известная ежегодная книжная ярмарка, одна из крупнейших в мире, называется «Парижский книжный салон». Сказать, что мы достигли ее уровня, было бы опрометчиво, но то, что это один из наших ориентиров — и притом вполне достижимых, — да. 

Почему был выбран такой слоган для книжного салона: «Время читать!»? Надо ли так понимать, что есть времена, когда читать вовсе даже и не обязательно, как там у Тютчева: «Теперь тебе не до стихов, о, слово, русское, родное», а есть времена, когда только то и остается, что читать? Надо ли так понимать, что сейчас как раз такое время — самое подходящее для чтения? И если это так, то почему именно сейчас и наступило «время читать»?

Слоган родился спонтанно-случайно, и не стоит трактовать его вот так узко, буквально, в философско-эсхатологическом смысле, какой в него вложили бы Тютчев и Экклезиаст: дескать, время войне и время миру. Все проще. Помните, в воспоминаниях о Довлатове Петр Вайль говорит, как они придумывали название передачи для Радио «Свобода»? Каждый предлагал что-то эффектное, заумное, «креативное» — и каждый раз находился тот, кому не нравилось. Пришел Довлатов и сказал просто: «Бродвей, семнадцать семьдесят пять» — по адресу студии. И все восхитились. Так и у нас. Название простое, эффектное, энергичное, оно понравилось всем без исключениям участникам фокус-групп. Хотя, конечно, девяностые и начало нулевых в России не назовешь лучшими годами для чтения. Сейчас ситуация с чтением, книгоизданием, культурой вообще, выправляется. Откровенно говоря, надеюсь, что время читать не пройдет никогда.

В Петербурге и до книжного салона проводились Международные книжные ярмарки, в чем принципиальное отличие вашей ярмарки от предыдущих?

Главное отличие — масштаб, охват участников, которого удалось добиться благодаря колоссальной поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и, конечно, Российского книжного Союза. При этом мы, разумеется, со всем возможным почтением и уважением относимся к нашим предшественникам. Без их опыта, их бесценного бэкграунда, наш Салон в его сегодняшнем виде был бы невозможен.

К тому же сегодня я могу с уверенностью заявить, что всем гостям выставки-ярмарки участниками Салона гарантированы беспрецедентные скидки!

Прежние ярмарки проводились в Манеже (Центральном выставочном зале) и в Ледовом дворце, Книжный салон в прошлом году проходил в Гавани, и в этом году будет проходить там же, чем объяснить такую смену мест обитания ярмарки? В прошлом году в ярмарочном павильоне было уж очень тесно; в этом году ярмарка будет проходить в том же павильоне или будет помещение попросторнее?

И Манеж, и Ледовый дворец — при всей их красоте и функциональности, при всем профессионализме их руководства и сотрудников — все же не проектировались и не строились как ярмарочные центры — не правда ли? Павильоны «Ленэкспо» изначально запланированы под проведение выставок-ярмарок. Сотрудники Выставочного комплекса «Ленэкспо» круглый год только этим и занимаются. Логично было обратиться к ним. Кроме того, «Ленэкспо», понимая всю социальную значимость Салона, взяло часть — и немалую — расходов на себя. За что им особое спасибо.

Что касается прошлогоднего Салона — то мы просто не предполагали, что выставку посетит такое количество людей, что придется ограничивать вход для посетителей. В этом году этого не случится — Салон проводится в павильоне, чья экспозиционная площадь превысит предыдущую в два раза и достигнет 5000 кв. м., к тому же, кроме главной сцены, на улице будет установлена концертная площадка, на которой в режиме нон-стоп в субботу и воскресенье будут проходить концерты и выступления. Так что места хватит всем. Приходите!

Издательства каких стран примут участие в нынешней ярмарке? Какие питерские издательства примут участие в ярмарке?

Подтвердили свое участие Ассоциация издателей Армении, представители Ирана и Греции, культурные институции Германии, Франции, Швеции и других европейских стран. Так что выставка будет действительно международной не только по названию, но и по составу. Вообще выставка окажется рекордной для Петербурга по количеству участников — уже зарегистрировались более 220 издательских, книготорговых фирм, культурных фондов. Около 150 из этого числа — петербургские организации, которым город помог арендовать площади ярмарки, взяв часть расходов на себя. На выставке будут представлены как петербургские лидеры отечественного книгоиздания: «Азбука», «Амфора», «Астрель-СПб», «Питер», — так и наши земляки, выпускающие менее тиражные, скажем так, но не менее интересные и важные книги: «Гиперион», «Гуманитарная академия», Издательство Ивана Лимбаха и др. 

Заготовлены ли на ярмарке какие-нибудь «изюминки», что-то эксклюзивное, исключительное и необычное? На ярмарках это принято: женщина с рыбьим хвостом, шпагоглотатель, предсказатель будущего…

Русалок, летающих по небу, разумеется, обещать не могу, но даже учитывая то, что книги сейчас пишут многие, вы будете приятно удивлены тем, что свои книги публике представят певица Татьяна Буланова, отец Иоанн (в миру — актер и киносценарист Иван Охлобыстин), ведущий телепрограммы «Сам себе режиссер» Алексей Лысенков и т. д.

На втором Салоне, как и в прошлом году, обширная развлекательная программа мероприятий — от презентаций книг Татьяны Устиновой и Данилы Корецкого до «Comedy Club» и шоу мыльных пузырей.

Особое внимание мы постарались уделить проблемам детской книги и программе развития любви к чтению среди детей и подростков. Каждому ребенку, пришедшему на выставку, будет в подарок вручена книга. 27 мая будет целиком посвящено детской и юношеской книге. Спектакли, конкурсы, концерты, мастер-классы по рисованию и лепке — это лишь малая часть того, что участники выставки приготовили для самых маленьких посетителей. Также хочу добавить, что во все дни работы Салона вход для детей в возрасте до 16 лет будет бесплатным, а для студентов всего 30 руб.

Ярмарка — всегда праздник, торжество веселье и прочее, но праздник, торжество и веселье немыслимы без суровых, подготовительных, трудовых будней… Так вот касательно этих будней: какие проблемы существует у питерских издателей? Какие проблемы может им помочь решить ярмарка? И какие проблемы ярмарка решить не может при всем желании ее устроителей?

Главные проблемы у издателей — экономические, разумеется. Это целый комплекс, который включает в себя маркетинг, инфраструктуру, профессионализм персонала, налоговый аспект и т. д. Это тема отдельного серьезного разговора. Но если совсем коротко и грубо: книгоиздание и платежеспособный спрос населения развивается столь бурно, что книготорговля за ними часто не поспевает. При всех самоотверженных, часто подвижнических, усилиях таких книготорговых сетей, как «Буквоед», «Санкт-Петербургский Дом книги», «Снарк», «Топ-книга» и т. д., горлышко воронки, через которую идет книжный поток — очень узкое. Поэтому нередко книгам и читателям трудно встретиться. Ярмарка как раз и помогает публике и издателям вступить в прямую коммуникацию.

К тому же, выставка-ярмарка «Санкт-Петербургский международный книжный салон — 2007» — это уникальный по насыщенности, разнообразию и потенциальному интересу поток событий — это праздник Книги!

Дата публикации:
Категория: Заметка