# Эссе

Средство связи

Как связать между собой читателя, критика и автора? Как подружить их или рассорить навек? Ответ прост – с помощью рецензии. Объединяющему началу литературного пространства посвящено эссе редактора «Прочтения» Дарьи Облиновой.

Если нет, то да

Рано или поздно каждый человек терпит крушение и попадает на остров. «Можно исходить его вдоль и поперек, рыть, грызть зубами, харкать кровью, но ничего не изменишь. Все вокруг — это только природа. Природа людей», — рассуждает о сборнике стихов Дмитрия Быкова «Если нет» писатель Оксана Бутузова.

Быть Дедом Морозом

Статус Деда Мороза придает бодрости духа и уверенности в себе, делает каждого чуть-чуть мифическим, а подчас и сказочно-всемогущим. Эссе писательницы Ульи Новы о том, как важно каждый день быть Дедом Морозом.

Песни опыта

В каждом из собеседников Александр Гаррос видит носителя какого-то важного знания о мире, определенную модель взаимодействия с действительностью. Этим особенным, полученным от своих героев знанием автор готов поделиться с читателем – в надежде, что оно окажется ему полезным.

Книги Текст: Полина Бояркина

Осторожно – Рубинштейн

Несмотря на неоднократные заявления Рубинштейна о том, что он не считает себя вправе влиять на общественное сознание, успех прозаических сборников сделал его активным героем текущей жизни и авторитетной фигурой литературного мейнстрима.

Захар Прилепин. Книгочет: Пособие по новейшей литературе, с лирическими и саркастическими отступлениями

Что с нами, мужчинами, делать — ума не приложу. Надо сразу пояснить, что мнение о российских представителях сильного пола у меня сложилось по книжкам, которые я прочёл недавно. Не то, чтоб я мало общаюсь с живыми людьми, но мне, правда, кажется, что в книжках они как-то шире, лучше, яснее проявляются, чем в быту и в социуме. Да и какая у нас жизнь: мы ж не в окопах сидим, и не дорогу сквозь тундру прокладываем, и не Зимний дворец штурмуем, а только, в основном, разливаем по стаканам. Когда разливаешь — находишься, как правило, в состоянии радужно сияющей благодати и преисполняющей тебя душевной нежности, это, однако, не способствует логическому осмыслению происходящего, в том числе, говорю, не даёт толком разобраться, что мы за люди такие, современные мужики.

Как я занял место президента

Я прочел множество интереснейших конспирологических исследований на тему, как Путин подговорил Прилепина задать ему неудобные вопросы, чтоб он на них таким блестящим и максимально убедительным образом ответил, заткнув рот всем скептикам. Один независимый, как он представляется, журналист целую статью написал про то, что я завербован охранкой ещё в 2007 году, аккурат накануне первой встречи с ВВП, и с тех пор то там, то сям, задаю неудобные вопросы, которые мне присылают из главка. Эссе из сборника Захара Прилепина «К нам едет Пересвет»

Джон Брокман. Во что мы верим, но не можем доказать (фрагмент)

Ричард Докинз, британский эволюционный биолог, заметил в одном интервью: «Было бы совершенно ошибочно предполагать, что наука уже знает все на свете. Наука развивается, выдвигая догадки, предположения и гипотезы, иногда под влиянием поэтических идей и даже эстетических образов. А затем пытается подтвердить их путем экспериментов или наблюдений. В этом и заключается красота науки — в ней есть стадия воображения, но за ней следует стадия доказательств, стадия подтверждения». Несколько эссе из книги

Загадка кетчупа

Томатный кетчуп был изобретен в XIX веке. Прямой потомок английских традиционных соусов из фруктов и овощей, он появился на свет под влиянием набиравшего обороты помешательства американцев на томатах. Но таким, каким мы знаем его сегодня, кетчуп стал в результате жарких споров, разгоревшихся в начале прошлого столетия из‑за бензоата натрия. Этот консервант широко применялся в конце XIX века. Глава из книги Малкольма Гладуэлла «Что видела собака»

Татьяна Москвина. Страус – птица русская (фрагмент)

Сердце Гамбетты бьет труп Ленина и в плане идеологии и пропаганды. Французские мастера искусств или аполитичны, или являются крайне левыми. «Свобода, равенство, братство» по-прежнему начертано в сердцах интеллектуалов, пусть их пафос уже от времени стал пародийным и не вполне искренним. Но не принято воспевать капитал, восхищаться властями, прогибаться перед имущими, лебезить перед начальниками. Этого не носят во Франции ни в каком сезоне! Несколько эссе из сборника

Варлам Шаламов как зеркало русского капитализма

Статьи о классиках из нового учебника по русской литературе, хоть и покрывают школьную программу по предмету, вряд ли пригодятся в «изучении» великой русской или подготовке к ЕГЭ. Но так оно и задумано. Авторы проекта — не литературоведы, а писатели и, как никто другой, знают, что «изучение» текста совсем не то же самое, что опыт его настоящего чтения. Профессиональные филологи, наверное, упрекнут труд в неакадемичности, а многие статьи найдут спорными (так оно и есть — недаром некоторым авторам посвящено по две совсем разных статьи). Но школьники, которым учебник попадется в руки, вряд ли смогут удержаться, чтобы не накинуться на классиков — хотя бы для того, чтобы поспорить или согласиться с теми мнениями, которые о них прочтут. Как, например, в случае со статьей Андрея Рубанова о Варламе Шаламове.