- Карин Юханнисон. История меланхолии. О страхе, скуке и печали в прежние времена и теперь.
- Новое литературное обозрение, 2011
Если лучшие умы барокко, романтизма и модернизма были заражены модой на меланхолию, сплин, депрессию, и считали, что главное их «веселие задумавшись молчать и на прошедшее взор нежный обращать», то наши современники демонстрируют маниакальную одержимость к изучению меланхолии и меланхоликов. После публикации Эрвином Панофским работы, посвященной «Меланхолии I» Альбрехта Дюрера сама гравюра стала «главным ребусом ХХ века», а меланхолия с тех пор завладела уже не душами интеллектуалов, а их умами.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия I. 1514
Грустно, скучно, тоскливо, тошно, тяжело, страшно, ужасно, отвратительно, невыносимо — кто дает имена нашим чувствам? Книга Юханнисон посвящена тому, как черная желчь барокко уступает сентиментальным обморокам, романтическому отчаянию, фрейдистким неврозам и стрессу. Кто и зачем переключает модус и накал меланхолии? Как элитарный мужской сплин превращается в пошлую скуку домохозяйки? Кто формулирует правила демонстрации эмоционального состояния: почему мужские рыдания XVII века категорически невозможны в обществе XIX?
Эти любопытные вопросы ставит шведская исследовательница, компенсируя недостаточно стройную методологию исследования удивительным фактическим материалом: медицинские записи XVII века, дневники и частная переписка, до это не публиковавшиеся, воспоминания и, конечно, огромный корпус литературных текстов. Кроме таких известный мизантропов как Франц Кафка, Вирджиния Вулф, Макс Вебер, Марсель Пруст на страницах книги встречаются скандинавские поэты, писатели и философы — так, мода на меланхолию переплетается в книге с модой на Скандинавию, что и обеспечило ей вхождение во всевозможные списки лучших книг года.