Брюс Худ. Иллюзия «я»

Брюс Худ. Иллюзия «я»

  • Брюс Худ. Иллюзия «я», или Игры, в которые играет с нами мозг. — М.: Издательство «Эксмо», 2015. — 440 с.

    Брюс Худ — известный ученый, заведующий кафедрой Бристольского университета, автор цикла лекций на BBC «Познакомься со своим мозгом». По мнению автора, наше «я» — это иллюзия, фантом. В большинстве жизненных коллизий человек имеет дело с искаженной интерпретацией окружающей действительности и своего внутреннего мира. Мы трактуем свои провалы как успехи. Мы полагаем, что превосходим других в положительных качествах. Мы иногда делаем вещи, которые удивляют нас самих или, по крайней мере, удивляют тех, кто считал, что хорошо нас знает. В книге «Иллюзия «я»» представлены новейшие исследования о работе мозга и его влиянии на самоидентификацию.

    ЭФФЕКТ ЛЮЦИФЕРА

    Вы считаете себя злым? Вы можете причинить боль и страдания
    другому человеческому существу или беззащитному животному?
    Подумайте, насколько вероятно, что вы совершите что-либо из
    следующего.

    Убьете насмерть электрическим током себе подобного.

    Будете мучить щенка.

    Введете другому смертельную дозу яда.

    Устроите коллеге досмотр с полным раздеванием и заставите заниматься сексом с другим работником.

    Большинство читателей придут в ужас. Однако стэнфордский психолог Фил Зимбардо заставляет еще раз задуматься над этим, когда
    читаешь его книгу «The Lucifer Effect». Он рассказывает, каким
    образом хорошие люди, оказавшись в определенных обстоятельствах, способны стремительно деградировать. Зимбардо убедительно
    доказывает, что практически все способны на отвратительные по-
    ступки, перечисленные выше в списке, хотя заранее никто не соглашается, что может такое сделать. Ведь мы считаем себя по сути
    своей хорошими и думаем, что только плохие люди делают плохие
    вещи. Вся наша правовая система основана на этом предположении:
    индивидуумы несут ответственность за свой моральный выбор. Но
    Зимбардо утверждает, что ситуации, в которых мы можем оказаться, и влияние окружающих определяют, как мы поведем себя и как
    будем обращаться с другими. Мы верим, что наша иллюзия Я обладает основополагающей нравственностью, но эта нравственность
    полностью находится во власти тех, кто нас окружает.

    Зимбардо со своей козлиной бородкой напоминает традиционное изображение Люцифера. Ученый известен своим стэнфордским тюремным экспериментом 1971 года, результаты которого
    взбудоражили исследователей и общественность. Эксперимент
    имитировал ситуацию лишения свободы. Испытуемые — обычные студенты — играли в полицейских и воров. Это было двухнедельное исследование эффекта ролевой игры, проведенное в подвале стэнфордского факультета психологии, который был превращен в самодельную тюрьму. Как и в бристольском эксперименте Тайфела со школьниками, добровольцы были разделены на две группы бросанием монеты. Половина студентов-добровольцев стали охранниками, другая половина — их заключенными, каждый получал по 15 долларов в день в течение двух недель.

    Студенты думали, что это будут легкие деньги, которые можно
    получить, пробездельничав пару недель. Однако то, что случилось
    потом, шокировало всех участвующих и оставило глубокий след
    в литературе об истоках зла, объясняющей возможную природу
    невероятной человеческой жестокости.

    Дабы создать ощущение достоверности, «заключенные» были
    арестованы в воскресенье реальным полицейским, на них были
    надеты наручники, завязаны глаза, и их привели в тюрьму, где
    они были раздеты и одеты в тюремные робы без нижнего белья.

    Это было только начало унижения. Затем их встретили «охранники» (облаченные в униформу однокурсники в зеркальных очках).
    Когда «заключенные» просились в туалет, расположенный в конце
    коридора, их вели с мешками на головах. Их «охранники» выдали
    им длинный список правил, который те должны были запомнить,
    а нарушение этих правил вело к наказанию. В течение очень короткого времени ситуация начала обостряться. Хотя охранникам
    не давали указаний причинять вред «заключенным», они начали
    мучить и пытать их. В этой авторитарной атмосфере «заключенные» оказались в их полной власти, и «охранники» все больше выходили из-под контроля.
    С научной точки зрения это было впечатляюще. Несмотря на
    то что каждый участник эксперимента знал, что ситуация условна, она породила реальную жестокость и страдание.

    В течение следующих 40 лет многие оценивали стэнфордский тюремный эксперимент как противоречивое исследование:
    и с точки зрения этики (допустимости ставить людей в подобную ситуацию), и с точки зрения интерпретации результатов.
    Но даже если все это было игрой с чрезмерным перевоплощением актеров, остается по-прежнему вопрос: в чем разница
    между ролевой игрой и реальностью? Почему человек может
    делать ужасные вещи в игре «понарошку» — такие вещи, на которые не способно его «настоящее Я»? Где тут на самом деле
    реальное Я?

    ВТОРАЯ ЖИЗНЬ

    Что вам делать, если вы безработный, страдаете ожирением и живете на пособие, не имея шансов выбраться из ловушки нищеты?
    С 2003 года существует другой мир, где вы можете жить, — мир,
    где вы можете получить еще один шанс. Это «Second Life» («Вторая
    жизнь») — виртуальный мир в Интернете, где можно облачиться
    в другое Я и жить жизнью среди аватаров, которые никогда не
    стареют, обладают идеальными телами, не болеют, имеют прекрасные дома и ведут интересную жизнь.

    Дэвид Поллард и Эми Тэйлор — два человека, пожелавших (каждый по отдельности) убежать от тягот повседневной
    жизни. Оба — жители Ньюквея, приморского курорта на юго-западе Англии, который превратился в Мекку для пьяной молодежи, приезжающей целыми компаниями кутить все лето напролет.
    Городок далек от идиллии, и я могу себе представить, что жизнь
    там без работы и перспектив должна быть очень депрессирующей.
    Чтобы убежать от невзгод, Дэвид и Эми (которые потом встретились в интернет-чате) присоединились ко «Второй жизни», где
    стали Дэйвом Барми и Лорой Скай.

    Дэйву Барми в этой новой «жизни» было приблизительно 25
    лет, рост 193 см, он — худой, с длинными черными волосами, владелец ночного клуба, живущий на обширной вилле. Дэйв питает слабость к деловым костюмам и украшениям. В реальности Дэвиду Полларду 40 лет и он весил 160 кг. Этот лысеющий мужчина жил на пособие по нетрудоспособности в снимаемой им комнате.
    В жизни он носил футболки и тренировочные штаны. Лора Скай — тоже экзотический персонаж. Ей около 25 лет, она худая, ростом 180 см, с длинными черными волосами, живет в большом доме. Ей нравился стиль кантри-и-вестерн, с его обтягивающими саржевыми блузами и сапогами. В реальности Эми
    была рыжеволосой, толстой, ростом 162 см, и тоже жила на пособие. Контраст между реальностью и виртуальным образом очевиден). И вот пара встретилась в виртуальном мире как Дэйв Барми
    и Лора Скай. Они влюбились друг в друга и вскоре виртуально
    поженились во «Второй жизни». Однако они встретились и в реальной жизни, и Эми переехала к Дэвиду в Ньюквей. Через два
    года они поженились по-настоящему, но потом все пошло наперекосяк. Лора (Эми) начала подозревать, что во «Второй жизни»
    Дэйв флиртует, поэтому она наняла виртуального детектива, чтобы проверить своего виртуального мужа. В какой-то момент она
    обнаружила, что в игре Дэйв Барми занимался сексом с девушкой
    по вызову. В реальной жизни Дэвид извинился и умолял о прощении. Последней каплей стала ситуация, когда Эми застала своего
    реального мужа в его скромном жилище за компьютером, наблюдающим, как его аватар страстно обнимается на кушетке с другим
    персонажем «Второй жизни» — Модести МакДоннелл. На самом
    деле это была Линда Бринкли, 55-летняя, дважды разведенная жительница Арканзаса, США. Эми была в отчаянии. Она подала на
    развод на основании измены, хотя у Дэйва даже в реальной жизни
    не было секса или романа. Вскоре после этого Дэйв сделал предложение Модести в Сети и в реальной жизни, хотя пара ни разу
    не встречалась.

    Когда мир узнал, что пара разводится на основании виртуальной измены, пресса повалила в Ньюквей. Однако корнуоллская пара сначала отказывалась давать интервью и не открывала
    двери. Затем случилось нечто странное. Двум предприимчивым
    журналистам из «South West News» пришла в голову идея зайти
    в «Second Life», чтобы добыть интервью там. Из своих офисов, расположенных за много миль от Ньюквея, в Бристоле, Джо Пикеринг и Пол Эдкок создали виртуальных репортеров-асов «Мэгги
    Полс» и «Джэшли Готли», чтобы отыскать Дэйва Барми и Лору
    Скай и взять интервью.

    Джо до сих пор работает в «South West News», и она сказала
    мне, что у нее появилась эта идея после разговора с коллегой, который использовал аватар для посещения интернет-курсов. Джо
    под видом Мэгги Полс нашла Лору Скай во «Второй жизни».
    Она сказала мне, что в Сети Лора Скай была куда более доступна
    и уверена в себе, чем Эми в реальной жизни. Постепенно Мэгги
    Полс убедила Эми выйти из Сети, спуститься и открыть дверь репортерам, обосновавшимся у ее крыльца. И они в конечном счете
    узнали ее историю.

    Джо объяснила, что Эми считает измену в Сети гораздо хуже
    измены в реальной жизни. Они оба (она и Дэйв) создали свои
    идеальные Я, и все же эти Я оказались не так хороши. В реальной жизни все имеют недостатки, и обычно мы миримся с недостатками друг друга, но в «Second Life» все должно быть идеально. Именно поэтому виртуальная измена причиняет боль. Как сказала Джо: «Эми создала идеальную версию себя, но даже эта версия
    не была достаточно хороша для него». Мораль этой поучительной истории такова: границы между реальностью и фантазией иногда размываются. Пол Блум рассказывает об одной научной сотруднице, получившей от своего профессора
    поручение провести исследование в таких виртуальных сообществах . Нетрудно догадаться, что молодая женщина с задания не вернулась. Она предпочла жить в виртуальном мире.

    Но если притяжение Сети настолько сильно, что нам готовит
    будущее? Очевидно, что чем-то придется пожертвовать, поскольку нельзя быть в двух местах одновременно, даже если это реальный и виртуальный миры. Оба требуют времени, ресурс которого
    ограничен.