Александр Городницкий. Двадцать первый тревожный век

Александр Городницкий. Двадцать первый тревожный век

  • Александр Городницкий. Двадцать первый тревожный век: Стихи. — СПб.: Лимбус Пресс, 2014 — 656 с.

    Книга содержит избранные стихи, песни и поэмы Александра Городницкого, написанные в двадцать первом веке. Для читателей, знающим наизусть композицию «Атланты», неофициальный гимн Санкт-Петербурга, а также для тех, кому только предстоит познакомиться с творчеством Александра Городницкого «Прочтение» публикует отрывок из цикла «Корабли у пирса» и поэму «Последний рейс».

    КОРАБЛИ У ПИРСА 2010–2011

    РИХАРД ЗОРГЕ

    Фуаду Ахундову

    Говорят, что при жизни его не любил никто.

    Не любила Родина, за которую он сражался

    Еще безусым мальчишкой в Первую Мировую.

    Не любили правительства стран, на которые он работал,

    Собирая секретные сведения о намерениях фашистов.

    Не любил Сталин, который ему не поверил,

    Предупрежденный о дне и часе гитлеровского удара.

    И, когда японцы в Токио взяли его с поличным,

    То три года держали его, приговоренного к смерти,

    Терпеливо надеясь на то, что его обменяют

    На такого же своего арестованного шпиона

    В Соединенных Штатах или в Советском Союзе.

    Но никто не желал спасти его, — все от него отступились.

    И поэтому в сорок четвертом, за год до дня победы,

    В тюремном дворе, в Японии, он все-таки был повешен,

    Став первым за всю историю казненным там иностранцем.

    Говорят, что при жизни его не любил никто,

    За исключением женщин, с которыми он встречался.

    Его обожали женщины, которые для него

    Предавали своих мужей, ломали свою карьеру,

    Собирали секретные сведения с риском для собственной жизни,

    Или ломали ноги, прыгая из окошка.

    И он любил этих женщин, в Японии и России,

    Постоянно их обольщая, изменяя им и бросая.

    Среди них были баронессы, и великие пианистки,

    Секретари и жены чопорных дипломатов,

    Предававшие всех и вся, а его никогда, ни разу.

    И последняя из женщин, неожиданно брошенных им,

    Которую он покинул из-за костлявой старухи,

    Отыскала его останки среди безымянного пепла,

    Опознав его бывшую челюсть по золотому мосту,

    Превратившемуся от пламени в бесформенный желтый слиток.

    Она этот желтый слиток перелила в колечко,

    Которое, раз надев, с собой унесла в могилу.

    Говорят, что при жизни его не любил никто.

    Но его любили женщины, а это не так уж мало.

    Потому что уходят бесследно режимы, вожди и страны,

    Но остается женская единственная любовь,

    Которая может сделаться колечком и желтым слитком,

    Но всегда остается золотом самой высокой пробы.

    ПОЭТЫ ЗАРУБЕЖЬЯ

    Качает вечер зарево во мгле.

    Чем горше быт, тем веселее строчки.

    Поэтов русских мало на Земле,

    И все они живут поодиночке.

    Их годы невозвратно развели,

    Утрачена их прошлая прописка.

    Один — в Сиднее, на краю Земли,

    Другой в Канаде, — от Москвы не близко.

    Когда от строк кружится голова,

    В неясных тенях утреннего часа,

    Они на них расходуют слова

    Из личного словарного запаса,

    Избавиться стараясь от длиннот,

    Их, как в России, попусту не тратя.

    Так берегут в баллонах кислород,

    В подводном погружаясь аппарате.

    Из года в год все несвободней речь.

    Стихи уходят и приходят снова.

    И пишущий старается сберечь

    Заветное не сказанное слово.

    И, растворяясь в сумерках времен,

    Как душу зря надеждою ни мучай,

    То слово сохраняют, как патрон,

    Последний, для себя, на всякий случай.

    ПОИСКИ ПРОШЛОГО

    Соблюдай осторожность, тоскою о прошлом ведом, —

    Те, которых ты ищешь, давно уже спят непробудно.

    Воссоздать невозможно войною разрушенный дом

    На его пепелище, а новый поставить — нетрудно.

    Сводит ноги усталость. Мне в завтрашний день не идти.

    Гаснет свет синевы, и все ближе услужливый ящик.

    Не с того ли под старость мы в прошлое ищем пути,

    Что не можем, увы, ничего отыскать в настоящем?

    Возвращенье назад — безнадежное дело почти, —

    Проку нет от труда, и напрасны любые мученья.

    Возвращаться назад — как на лодке груженой грести,

    Направляя всегда ее против речного теченья.

    Удлиняется тень, лодку набок неспешно креня.

    Вниз уводят ступени, сходить по которым не страшно.

    И сегодняшний день удаляется прочь от меня,

    Становясь постепенно уже недоступным вчерашним.

    2011

    * * *

    Ах, обмануть меня нетрудно, —

    Я сам обманываться рад

    А. Пушкин

    От начала до скончанья света,

    Без усилий и особых трат,

    Так нетрудно обмануть поэта,

    Он и сам обманываться рад.

    Чтоб, в свое воображенье канув,

    Он счастливым сделался вполне,

    Персией представить Мардакяны,

    Персиянкой сделать Шаганэ.

    Издавать большими тиражами

    И на грудь повесить орденок,

    Чтоб забыл он о Прекрасной даме

    И под сердцем вылечил ожог.

    Чтобы шла на Севере и Юге

    О поэте звонкая молва,

    И твои он воспевал заслуги,

    Подбирая нужные слова.

    Чтобы вновь, с рассвета до рассвета,

    Ткал свою серебряную нить.

    Так нетрудно обмануть поэта!

    Но надежней все-таки убить.

    2011

    ГОБУСТАН

    1.

    Вблизи от границы Ирана

    Бредут по равнине овечки.

    На белой скале Гобустана

    Танцующие человечки.

    Взирая на синие выси,

    Последовав Божью примеру,

    Их скульптор неведомый высек

    В давно позабытую эру.

    На белой скале Гобустана,

    Под яркой полуденной медью,

    Танцуют они неустанно

    Девятое тысячелетье.

    Восходят и рушатся страны

    В безрадостных сумерках сует.

    На белой скале Гобустана

    Веселые люди танцуют.

    В жару и при зимней погоде,

    Все год они пляшут за годом.

    Пустынное солнце восходит

    Над пляшущим их хороводом.

    И жизнь — хороша и желанна,

    Пока безмятежны и вечны

    На белой скале Гобустана

    Танцующие человечки.

    2.

    В жарких песках Гобустана,

    У отступившего моря,

    Ветер страницы листает

    Нам неизвестных историй.

    Невозмутимы и сухи

    Скалы в бесформенной груде.

    Там на наскальном рисунке

    Пляшут какие-то люди.

    В эре неведомой дальней,

    За руки взявшись на совесть,

    Пляшут они ритуально,

    К новой охоте готовясь.

    Русло исчезнувшей речки.

    Птица, поющая тонко.

    Пляшущие человечки

    Мудрости учат потомков.

    В синем мерцающем дыме

    Тайна их жизней сокрыта.

    Жарко пылает над ними

    Солнечный день мезолита.

    Помню о них постоянно,

    Неутомимы и вечны,

    В желтых песках Гобустана —

    Пляшущие человечки.

    Будет удачной охота,

    Будет основа надежде, —

    Только и дела всего-то —

    За руки взяться, как прежде.

    2011

    * * *

    Заморозки ранние.

    В доме неуют.

    Старики, как правило,

    Песен не поют.

    Разве что в поддатии,

    В мыслях о былом,

    Вспомнят обязательно

    Песню за столом.

    Привели те песенки

    Вроде, никуда:

    Нищенские пенсии,

    Скудная еда.

    Но поют с надеждою

    Песни старики.

    Цепко память держит их,

    Правде вопреки.

    Далеко до рая ли?

    Склон небесный крут.

    Старики, как правило,

    Песен не поют.

    В век чужой заброшенный,

    Жизни на краю,

    Я и сам из прошлого

    Песенки пою.

    Долго жил на свете я,

    Жег свою свечу.

    Не хочу бессмертия, —

    Одного хочу:

    Чтоб в пути ли, дома ли,

    В неродном краю,

    В старости припомнили

    Песенку мою.

    2011

    ПОСЛЕДНИЙ РЕЙС

    Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки…

    Александр Кушнер

    Мне рано печалиться, вроде,

    Хотя я не молод уже.

    Живу я в отеле напротив

    Кондитерской «Вольф-Беранже»,

    В окошко высокое глядя,

    И нет вариантов иных,

    Поскольку в родном Ленинграде

    Давно не осталось родных.

    Я помню с девятого класса

    Напротив желтеющий дом:

    Там Пушкин встречался с Данзасом,

    Чтоб сгинуть от пули потом.

    Здесь небо июньское чисто,

    И ангел сияет с высот.

    Под окнами катер туристов

    По Мойке неспешно везет.

    Трамвайчик речной, увлеченье

    Далеких мальчишеских лет.

    Давайте и мы по теченью

    Отправимся катеру вслед.

    Был путь мой по берегу долог,

    Его повторю я опять, —

    Так возраст осадков геолог

    Стремится потом изучать.

    Себя ощущаю я странно:

    Неужто и впрямь наяву,

    Пройдя через все океаны,

    Я снова по Мойке плыву?

    И, вызвав сердечное жженье,

    Означив намеченный путь,

    Навстречу плывут отраженья,

    Которые вспять не вернуть.

    Под арками гул, как в колодце.

    Гранит зарастает травой.

    Исакия желтое солнце

    Качается над головой.

    Весь берег из памяти соткан, —

    Неужто вчера, не пойму,

    Здесь песенки пели с Высоцким

    У Клячкина Жени в дому?

    Вперед водяная дорожка

    Бежит на крутом вираже.

    Я вижу родное окошко

    На пятом моем этаже.

    Давно ли, голодный и слабый,

    Каким отпустила война,

    Мечтал о любви и о славе,

    Из этого глядя окна?

    Ушедших родителей тени

    Я вижу в окошке опять,

    Но мимо проносит теченье,

    Которое не удержать.

    И снова внезапной печали

    Я скрыть не могу на лице.

    Мы с девочкой прежде встречались

    В Юсуповском старом дворце.

    Далекие школьные будни, —

    Читальня и луч на стекле.

    Теперь она спит непробудно

    В израильской жаркой земле.

    Мне с ней расставаться непросто,

    Моей разведенной женой,

    Но свод Поцелуева моста

    Проходит уже надо мной.

    И снова смотреть тяжело мне

    В зеленое марево вод:

    Моя дорогая Коломна

    Навстречу мне тихо плывет.

    И видятся в дымке лиловой

    (Я в памяти их берегу)

    Ворота Голландии Новой

    И школа на том берегу.

    Здесь класс мой, когда-то веселый,

    Шумел на втором этаже.

    Прости меня, милая школа, —

    Тебя не вернуть мне уже.

    И в горле дыхание комом,

    И сердце заныло в груди.

    Прости меня, милая школа, —

    Минута, и ты позади.

    И снова я благоговейно

    Смотрю на речной поворот,

    Где мимо канала Круштейна

    Вода убегает вперед.

    Тебя я приветствую снова,

    Арктический мой институт,

    Из времени века иного

    Возникший на пару минут.

    Отсюда дорога на Север

    Когда-то меня увела,

    На берег крутой Енисея,

    Где холод и снежная мгла.

    Припомню пору молодую

    И горечь внезапных потерь.

    Давно уже там не живу я,

    А песни — живут и теперь.

    А здесь, вспоминаю отдельно,

    Где старый галерный причал,

    Старуху Андрееву-Дельмас

    Я с лысой собачкой встречал.

    А рядом, на том перепутье,

    Жил в давнюю пору поэт,

    Дружок мой, Олежка Тарутин, —

    Олега давно уже нет.

    Потом начинается Пряжка,

    И Адмиралтейский канал,

    И сердце колотится тяжко

    У дома, где Блок умирал.

    И солнце закатное брызнет,

    Свой луч уронив невзначай,

    На край угасающей жизни

    И Мойки слабеющий край.

    Послушай меня, не переча,

    Другие забудь города:

    Гранитом одетая речка

    Уносит меня в никуда.

    2011