Мелкобожие (о книге Марии Галиной «Хомячки в Эгладоре»)

Текст: Фингаль о’Флаэрти

Мелкобожие
(о книге Марии Галиной «Хомячки в Эгладоре»)

Эгладор — это одновременно и город-государство в Среднеземье, волшебном мире Джона Рональда Руэла Толкина, и ролевой веб-сайт, и довольно известное место сбора любителей ролевых игр в Москве, около станции метро «Октябрьская». Впрочем, комментировать подобным образом для неискушенного читателя придется почти каждое слово романа Марии Галиной «Хомячки в Эгладоре»: субкультура «ролевиков», которым посвящен роман, уже успела выработать множество обычаев, законов и понятий, не очевидных для стороннего наблюдателя.

Сама Мария Галина к ролевикам не относится. Она даже специально предупреждает, что не участвовала ни в одной ролевой игре и что сюжет романа выстроен по материалам ролевых веб-сайтов, а также по «Красной книге западных приколов» Бориса Немировского. Это показательно: изображение ролевиков всегда дается «извне». Самим ролевикам ролевики неинтересны.

Главных героев романа — Генку и Дюшу — пригласили на ролевую игру, то есть на подробное изображение актерами-добровольцами трилогии Толкина «Властелин Колец». Однако чем дольше они играют, тем больше верят в происходящее, а их собственная вера все больше и больше преображает привычную им Москву. Московское метро превращается в подземелья Мории; оранжереи ЦПКО — в Лориен; высотка МГУ, более известная как «Ловец Облаков»,— в Ортханк, а Капотня — в Мордор.

Чудеса появляются — но им никто не рад, да и действуют они не везде и не на всех. Эльфийская принцесса Лутиэнь действительно может выйти из психиатрической лечебницы, просто попросив об этом врача,— но вот от милиции волшебное кольцо, делающее хозяина невидимым, не спасает. (Впрочем, еще Владислав Крапивин предупреждал, что на милицию чары не действуют, а жаль!)

Чем больше верят в свою игру персонажи, тем ближе к исполнению своей мечты те, кто затеял игру,— «маленькие боги», забытые и осмеянные людьми. Именно этим «малым богам» нужно вернуть в мир чудеса и вернуться самим. Когда-то люди выдумали «мелких богов» и, поверив в них, оживили, а уже потом, в эпоху христианства и в эпоху техники, выкинули их из головы — за ненадобностью. Еще не родился летчик, способный объяснить людям, что «мы в ответе за тех, кого приручили», и загнанные по глухим углам боги обозлились.

Кто сказал, что богам нужны жертвенная кровь и мясо, дорогие приношения и воскурения? Это сказали люди, которым все вышеперечисленное нужно самим. «Мелкие боги» — по определению — те, кто существует лишь тогда, когда в них кто-то верит. Кормить их можно только верой.

Будь люди способны на благодарность, боги были бы добры, чтобы люди о них помнили. Однако люди вспоминали о них только в те моменты, когда им нужна была помощь, и забывали сразу же, как ее получали, оставляя богов слабеть дальше. Самые добрые из них погибли, не накопив сил на очередное благодеяние (или деяние вообще), а естественный отбор оставил лишь тех, кто был способен напомнить о себе страхом: страх люди забывать не склонны!

«Мало того, что мы придумали себе богов,— мы же сами их и развратили!»

Впрочем, пафос романа с лихвой перекрывается юмором — как вполне уместным в повествовании, так и совершенно неуместным в пространных комментариях под строкой. Роман никому не понравится, но всех повеселит. Ролевых — путаницей в текстовых реалиях. Остальных — хотя бы тем, что кто-то написал книжку о ролевиках без ставшего уже привычным пренебрежения.

В любом случае «Хомячки в Эгладоре» — первый роман, написанный о современных ролевиках, так что место в истории ему уже обеспечено. Зная об этом, можно даже не разбирать, чьи ожидания роман оправдал, а чьи — нет.

Впрочем, роман может получить лавры также еще и последнего произведения о ролевых играх,— если желающих разрабатывать тему более не найдется.

Дата публикации:
Категория: Фантастика
Теги: Владислав КрапивинДругая реальностьфантастика