Нашествие 2006

Текст: Ольга Урванцева

  • Фотоальбом
  • СПб.: Амфора, 2007
  • Переплет, 136 с.; ил.
  • ISBN 978-5-367-00318-5
  • 5000 экз.

Последний фестиваль

Наверное, я никогда не полюблю заграничный рок. И пусть у них корни и идеи, а у нас сплошное подражание. Пусть они привозят грузовики звука и света, а у нас «полтора киловатта, и в маленьком зале звучит очень круто». Но как можно любить этих иностранных звезд, когда дают фотографировать только три первые песни, а потом сиди и кусай локти от невозможности снимать, когда на сцене творится такое…

То ли дело — свои родные рокеры! Они бегают, прыгают, падают, брызжут слюной и эмоциями прямо в объектив, а ты в толпе таких же одержимых фотокоров под сценой жмешь на спуск затвора, как на гашетку, и так до последнего аккорда и поклона. Только русский, только рок, только наши!

Вот за этим всем и ездят фотографы каждый год на фестиваль «Нашествие». Сразу уточню: «Нашествие-2006» я прогуляла. По сугубо личным причинам. Но до того четырежды пережила «главное приключение лета» и хорошо представляю эти толпы народу, едкую пыль или жидкую грязь под ногами, жажду и голод, которые некогда утолять, потому что мечешься между тремя сценами гигантского поля в попытке ухватить и отснять как можно больше самого интересного. Главное, чтобы потом это осталось — на пленке, на матрице — не просто цветными пятнами, а подлинным настроением безумного праздника, живой музыкой диковатого веселья. Чтобы тот, кто был, увидев, сказал: о, точно так! И чтобы тот, кто не был, увидев, подумал: что ж я, дурак, не поехал…

Как посредством фотографии, мгновения остановленного и безмолвного, передать музыкальную феерию, вещь протяженную и звучащую? Да очень просто! Сначала нужно фотографам всё хорошо снять. Потом составителям тщательно отобрать карточки и найти правильное оформление. И, наконец, редакции — качественно напечатать в типографии. Да, и не забыть добавить немного пояснительного текста, яркого и талантливого. Всё! Приятного аппетита!

Оценив по всем четырем пунктам это издание, делаешь печальный вывод: кое-что удалось только с текстом. По страницам альбома в невнятном порядке раскиданы выдержки из отчетов о «Нашествии», которые частью дублируют друг друга, а частью выглядят невыстрелившими во втором акте ружьями, потому что говорят о группах, чьих фотографий в альбоме нет. И они так же отличаются от блестящей (но краткой) вступительной статьи Бориса Барабанова, как сухая заметка «вчера „Зенит“ сыграл на своем поле с „Динамо“, счет 3:0» от голоса комментатора «…но-аршавин-знает-что- делает-передает-мяч-головой-хагену-тот-пасует-денисову-денисов- прорывается-к-воротам-гоооол!!!»

Между прочим, эта книга — находка для криминалиста. Как известно, все любители рока — «педерасты, наркоманы, фашисты, шпана, как один, социально опасны…» А красочка на страницах такая, что отпечатаются пальчики всех и каждого, кто книжечку поглядел… А что дизайнер и верстальщик не озаботились привести работы разных авторов к одному уровню обработки — частью снимки недосвечены, частью пересвечены; тут низкий контраст, там высокий; тут красное, там зеленое,— так это ерунда, а про Фотошоп с пре-прессом мы знать не знаем. Кстати, про кадрирование и золотое сечение изображения — тоже. Зато виньетки с завитушками, финтифлюшками, крылышками и гитарками (чуть не поперек фотографий) — во множестве, и поди догадайся, что это фестивальный герб с вариациями…

В книге написано, что на фестиваль было аккредитовано 500 журналистов. Фотографов из них, наверное, человек 150. В альбоме использованы работы только 18 авторов. Что, у остальных карточки еще хуже? Или те, у кого лучше, не отдавали бесплатно? Имея характер въедливый, я начертила таблицу и проставила в ней отметки каждому автору за каждую из 130 фотографий. Мерило простое: если бы я сама составляла альбом, взяла бы эту картинку? Да, обязательно — 5 баллов. Нет, ни за что — 1. Итого — всего 5 (пять!) пятерок на 130 фото. Средняя оценка по альбому — 3,51, то есть три с плюсом. Можно долго объяснять, что влияло на оценку, но на самом деле всё просто — звучит из картинки музыка или нет.

Нынче приличная фотоаппаратура доступна почти любому, аккредитацию получить — тоже не велика сложность, дело за малым: снимать научиться. Граждане коллеги, товарищи фотографы! На дворе XXI век, уже пора оставить восторги по поводу крупности изображения! Супертелеобъективы позволяют заснять аж поры на носу музыканта, но в этом ли художественный замысел? Неплохо бы, наконец, запомнить, что уткнутые в микрофон губы артиста, а тем более закрытое микрофоном лицо — XX век, 70-е годы. Что музыкальный фоторепортаж сродни спортивному и вы потому называетесь профи, что умеете ловить решающее мгновенье, а не просто наводиться на предмет, крутя кольцо зума и нажимая автофокус. Что вспышка фотографа Рогозина убивает красоту света и объемность карточки. Что функция “sharp” и в камере, и в Фотошопе превращает его же снимки в набор пикселей, а не в произведение искусства. Да, сейчас эпоха дигитальных технологий, но каждый рогозинский кадр — не просто цифровое фото, а «цифра галимая». А фильтр со звездочками фотографа Салынской — инструмент дешевого свадебного съемщика, а не репортера. А нерезкие и темные фото м-ль Парфёновой — за редким исключением — брак. На этом фоне эмоциональные, пусть и не всегда технически совершенные работы Сони Иголкиной смотрятся честным и светлым пятном, а ее «Хоронько Оркестр» — просто бест. И конечно, четкие (хоть и суховатые) фото Кирилла Беляева узнаются даже без взгляда на подпись, и три из пяти «пятерок» — у него. Да еще Игорь Колбасов всего двумя карточками набрал 9,5 баллов. Вот, пожалуй, и кончились похвалы…

Возможно, я не права и все авторы получили свои гонорары, но почему не покидает ощущение всеобщего труда забесплатно, эдакого «с бору по сосенке»? И почему из 118 групп, игравших на фестивале, в книгу попали только 52 — меньше половины? Зато некоторые — по 4–5 раз. А где остальные 66 коллективов, в том числе закрывавший «Нашествие» великолепный «ЧАЙФ»? Где еще полтора десятка команд, без которых трудно себе представить отчет о празднике? Какие трения между организаторами и музыкантами лишили нас возможности увидеть, возможно, лучшие кадры альбома?

В альбоме написано, что на «Нашествии-2006» побывало более 100 тысяч человек. Так что тираж в 5 тысяч раскупят, пипл схавает. Чего же волноваться?

Да то, что, когда выходит книга (альбом, журнал) с хорошими фотографиями, а твоих, таких же хороших, там нет, обидно. Когда выходит то же самое, но с плохими фотографиями,— еще обиднее: у меня ж хорошие, почему не взяли? Но когда выходит книга с плохими фотографиями, а среди них твои хорошие затесались — хуже всего: стыдно. Хотя, повторюсь, на «Нашествии-2006» меня не было. А жаль…

Дата публикации:
Категория: Музыка
Теги: Издательство «Амфора»РокФотография