Специальный показ фильма «С утра до полуночи»

26 октября 2012 – 26 октября 2012

Этой осенью кинопроект «FILMFORUM ТУР» предлагает зрителям открыть неизвестную страницу истории немецкого кино. На киностудии «Ленфильм» состоится спецпоказ немого фильма «С утра до полуночи» — забытого шедевра эпохи немецкого экспрессионизма, который долгие годы считался утерянным и был чудом найден в Японии в начале 60-х годов. Озвучит картину известный немецкий диджей D’dread. Показ представит куратор и режиссер Александр Марков.

Созданная в 1920 году картина Карлхайнца Мартина «С утра до полуночи» — один из первых фильмов эпохи немецкого экспрессионизма, забытый шедевр, открытый историками кино лишь в середине 60-х годов прошлого века. Судьба этой ленты уникальна. Пьеса Георга Кайзера, которая легла в основу сценария, с успехом шла в немецких театрах, но вот снятую по ней необычную картину прокатчики в свое время проигнорировали, и на экранах Германии она так и не появилась.

Во время Второй мировой войны все копии фильма сгорели. На протяжении почти 20 лет лента считалась утраченной. Однако в 1962 году в одном из кинотеатров Токио была случайно обнаружена прокатная копия «С утра до полуночи». Впоследствии оказалось, что единственной страной, где в 1920-х годах прокатывался немецкий фильм, была именно Япония.

Киноведам эта находка позволила сделать множество открытий. Как оказалось, все то, что они знали о немецком экспрессионизме, о кино Германии 20-х годов, об эстетике фильма ужасов, требует серьезной корректуры. «С утра до полуночи» — это не фильм «света и тени», не предвестник жанра «хоррор», а чистая графика, лишенная изысканных световых и оптических искажений. Это экранизация пьесы об искуплении, психологическая драма, закамуфлированная под эксцентричный триллер, фильм, расширяющий границы экранной эстетики экспрессионизма.

«С утра до полуночи» мог выйти на широкие экраны в тот же год, что и «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине — фильм, который до сих в учебниках по истории кино называют первым экспериментом в стилистике экспрессионизма. Однако социальное послание ленты Карлахайнца Мартина было бы глубже и актуальнее. После Первой мировой войны расслоение в немецком обществе достигло небывалых пределов, и случай с кражей денег, легший в основу сюжета, имел вполне очевидные причины. Что же касается эстетики, программное требование художника-экспрессиониста Германа Варма «фильм должен стать графикой» воплощено в фильме «С утра до полуночи» гораздо сильнее, чем у того же Вине.

Карлхайнц Мартин — театральный режиссер-экспрессионист, успешно ставивший пьесы Георга Кайзера в самых крупных театрах Берлина. В истории немецкого кино 20-х годов сложно отыскать столь гармоничное внедрение театральной эстетики в экранное повествование.

Показ картины пройдет в самом кинематографическом месте Петербурга — на киностудии «Ленфильм». Лекцию перед сеансом прочтет куратор проекта, режиссер Александр Марков.

Музыкальное сопровождение к фильму создаст известный немецкий диджей DJ D‘dread (Дирк Кунце), который уже много лет озвучивает шедевры немого кино.

Вход на кинопоказ свободный.

С утра до полуночи / Von morgens bis Mitternachts
Экранизация одноименной пьесы Георга Кайзера
Германия, трагифарс, 1920, 73 мин.
Режиссер: Карлхайнц Мартин
Оператор: Карл Хофман
В ролях: Эрнст Дойч, Эрна Морена, Рома Бан, Адольф Эдгар Лихо, Ханс Хайнрих фон Твардовски, Фрида Рихард

Кассир, живущий в маленьком немецком городке, крадет деньги из банка, чтобы помочь прекрасной незнакомке. Эта кража означает для него не просто возможность внезапно разбогатеть: это попытка самоутверждения и освобождения от унылого существования банковского клерка. Герой бежит из родного города в столицу и ищет утешения поочередно в политике, спорте, любви и религии. Осознание содеянного приходит позднее. Постепенно он начинает понимать, что деньги — всего лишь пыль, застилающая людям глаза. Иллюзия свободы оборачивается бессмысленным жертвоприношением.

Киностудия «Ленфильм»
Каменноостровский пр., 10

Дата публикации:
Категория: Фильмы
epub, fb2, pdf, txt