Серия про «классиков без глянца», затеянная «Амфорой», — это изюм, который наковыряли из филологических булок. Из огромных массивов мемуарной литературы о Гоголе, Достоевском, Лермонтове и т. д. берется все самое яркое и запоминающееся. Каким был Лермонтов? Уродцем с огромной головой, коренастым карликом, безобразным кривоногим «Маёшкой». Удалым гусаром, поражавшим храбростью старых кавказских джигитов. Любящим внуком своей царственной и несчастной бабки, пережившей и мужа, и дочь, и его, единственного. Капризным змеенышем, жалившим остротами всех и вся. А еще он превосходно говорил по-украински и рассказывал украинские анекдоты. А еще отлично пел романсы. А еще был жаден и прожорлив. А еще у него были удивительные глаза: черные, блестящие, беспокойные. Они вдруг «начинали бегать с такой быстротой, что одни белки оставались на месте, зрачки же передвигались справа налево с одного на другого… иногда по несколько минут кряду» (это Коля Мартынов, школьный приятель, вспоминает). А еще у него была судьба. В нее начинаешь верить, читая историю дуэли. Лермонтов едет к Машуку, как на пикник — смеется, шутит, рассказывает о плане нового романа. Мартынов совершенно не умеет стрелять, дистанция 30 шагов, да еще секунданты прибавляют потихоньку от себя. Лермонтов стоит на пригорке, выше противника, стоит боком, закрывается пистолетом, он же опытный дуэлянт. Дождь, ничего не видно, порох отсырел. Ну не могут его убить! Удар молнии — выстрел Мартынова — в сердце — наповал. Серия «Без глянца» дает эффект присутствия. Хотите не «узнать», а почувствовать русскую литературу — читайте.