Земляничное окошко

Земляничное окошко

Это окошко вспомнил Рей Бредбери.

Там, в новой Англии, и вправду есть такие витражные цветные стекла в старых домах. А у нас такое встречалось реже.

Но я все равно помню — если уж дом с цветными стеклышками, это считался совершенно Волшебный Дом.

Детям, которые жили на таких дачах — завидовали.

Они могли с тобой дружить, и тогда ты имел возможность зайти и поглядеть сквозь такое окошко. А если поссорились — так уж не зайдешь.

Поколения меняются, но атрибуты Дачного Детства остаются все те же.

Кастрюли, велосипеды, непременная игра в индейцев.

Бывает еще Деревенское Детство — это уже другая история.

Алла смотрит все время в это самое Земляничное Окошко.

Или, наоборот, через него — на весь остальной мир.

Для меня ее стихи это заросли, какие-то папоротники, черничники, яблоки…

Запахи… Ничего вообще городского, ничего питерского.

Это поэт… Ленобласти.

Вот так можно одним словом уничтожить девушку поэтессу — красавицу с таким ведьминским отъезжающим в строну глазком…

Ну а как сказать, чтобы вышло романтично?

Может Псковщина? Точно не Усть-Нарва…

Где эти домики-дачки? Где эта улица Вечная — и очень точное название.

Потому что и впрямь, тема Дачная — Вечная.

Алла Горбунова для меня — странная.

Одичалая в своих земляничных дебрях.

Она когда-то испугалась пьяного Гешу Григорьева.

И даже не поверила, что он добрый — и совсем не буйный.

Алла наверное наиболее «мой поэт». И при этом совсем не «мой человек».

Так бывает. Я и с Цветаевой не могу представить живое общение.

Есть еще точка схода с Аллой — она любит все старинное.

Алла понимает вкус в Ученичестве.

Из такого человека потом может получиться Учитель.

Она смотрит с интересом в прошлое.

Я когда-то сообразила что Не Всякая Новая Вещь Лучше Старой.

Был и второй этап, когда пришло понимание что Всякая Старая Вещь Лучше Новой.

Может Алла уже дошла и до второго этапа, не знаю.

Но первый она точно освоила.

Может лучше назвать ее Поэт Дикой Дачной Природы?

Если бы только природы — мне было бы скушно.

Но у Аллы в этих тазах, сараях, ржавых велосипедах, покореженных садовых рукомойниках — всюду что-то ползет, шуршит, булькает… На чердаке, в сарае — везде, оживленные ею тени. Рассказывают свои истории.

Плотные ее стихи пахнут всегда ранней осенью.

Никогда — весной.

Никакой этой вашей/нашей корюшки и легкого бриза.

Теплой ранней осенью… Время, где Рождение и Умирание — соседи.

Родильная кровь мирно соседствует с тлением.

«Музыкант в лесу под деревом…»

Вот Алла — девушка из этой песенки.

Она «наверно тот родник, который не спасает…»

Медовый ли Яблочный Спас — отдушка ее поэзии, все одно — не спасает. Только заверчивает… морочит…

Потому что это — очень языческие стихи.

Хотя совершенно нет закоса под что-то Русское Народное.

Дачная девочка — городская.

У-ни-вер-си-тетская. Наверняка есть очки.

Но она сочиняет все это Бродящее Дубильное Вещество.

Я вам немного плесну этой Бражки. Отпейте.

А вот тут еще много.

http://www.newkamera.de/gorbunova/gorbunova_07.html

Из последнего:

***

брошенные дачки и участки

в заячьей капустке.

о, кто-там-смотрит-сквозь-ветки

в тюлевые занавески?

где в ставни стучится голодная навь,

замшелые камни, витые корни,

коринка цветет, и собой, застонав,

хищная птица детенышей кормит.

забытые вещи хранят поцелуи

рук животворящих на патине пыли

про то, как любили и как обманули,

про то, как хранили, а после забыли.

заветную сказку вещей отсыревших

впитали вагонка, времянки, сараи.

ребенок, который построил скворечник,

глухим стариком умирает.

здесь — сумрак и свет, паутина и полдень,

патина, память, нечисть,

здесь, возвращаясь, поруку исполнит

моя соловьиная вечность.

новые дети играют в саду,

новые кости лежат на траве.

в черный черничник с корзинкой уйду,

счастье белое в ней унося,

          как личинку свою муравей.

***

рельсы-рельсы шпалы-шпалы

белый свет — цветочек алый

воздух, бездна, высота

в каменных бойницах небо

замурованные двери

там, где скальные тоннели.

что за хмели-повители

в этих брошенных местах!

балконы, окна, галереи

железнодорожных арок,

железнодорожный мост,

чайки, камень, ржа.

старая одноколейка

дореволюционная,

и дрезина, словно время,

укусив себя за хвост,

то туда, а то обратно

ездит, дребезжа.

ДАЧНЫЕ ДОМА. УЛИЦА ВЕЧНАЯ

улица Вечная, 1

половина Макаровых:

каменная плитка

          теряется от калитки,

у забора налитая

          клонится черноплодка,

окна в картоне,

лесенка к самой трубе.

здесь жила моя лучшая в мире подружка

Анечка маленькая,

а потом ее дедушка

всё испортил —

развелся с бабушкой

и женился на дамочке,

которая не пускала на дачу Анечку.

половина Кораблёвых:

подвески рябины, спелый шиповник,

слива, яблони, парники.

хозяйка Елена — исправный садовник —

разбила в саду цветники.

старый хозяин, 86 лет,

от дел отошел, старикам не след

трудиться на грядках, когда невмочь —

теперь хозяйствует его дочь.

вот — перевернутое ведерко,

тряпки, мыльница, помидорка.

младшая дочь хозяйки Наталья —

          сама по себе,

а у старшей Анны ветер гулял в голове:

ветр-вертопрах, мужички, курорты, латина,

кружит-кружит, ничего глубокого, всё девичье,

но в махаон-океан — в черной бабочки безразличье —

уплыло, танцуя грязные танцы, на льдине.

как красив родной сад в наступающем сентябре,

не увидит Анна в своем подмосковном монастыре.

улица Вечная, 2

…вот сосновая хвоя и ландыши пожелтели…

…неокрашенный дом деревянного цвета средь света

колеблющегося, и подвешенные качели

между сосен слегка покачиваются от ветра.

…тропка идет вдоль веранды, пустуют большие окна,

и то, на втором этаже, что разбито и что забито.

нет ни грядки, дубок сплетается с черноплодной

рябиной в безвременье сада вовне событий.

улица Вечная, 2а

добротный дом — надежный тыл,

клубники листья покраснели,

стоят на жердочках цветы —

садовые Офелии.

багров крыжовник, столик крив

с клеенкой, рваной на углу.

иди со мной, сюда смотри, —

я сосны и сирень люблю.

вот тряпка грязная на пне,

ванночка шифером накрыта, —

какая это ванночка?

садовое корыто!

садовая перчатка, глянь,

висит, забытая на кране,

а в кучу сложенная дрянь

лежит, как куча всякой дряни.

вот снова столик, снова крив,

и по углам прижали камни

клеенку, срамоту прикрыв;

за ним сарай, закрыты ставни,

свисает с крыши паутина,

стоит стремянка у стены,

покрыты полиэтиленом,

кастрюли ржавые видны,

какие-то мешки большие,

и перевёрнут старый таз.

роскошные цветы — чужие,

и в этот дом не пустят нас.

улица Вечная, 3

Здесь на две семьи был дом,

сделалась беда:

дом сгорел — виновны в том,

что ли, провода.

Беленькая Женечка

с бабушкой жила,

нас как старших девочек

всё играть звала.

А вдруг она же, пьяная,

другим злосчастным летом

заснула, окаянная,

не бросив сигарету?

улица Вечная, 3а

дом Беляевых:

лесной орех и яблонь шквал,

куст жимолости и скамья,

где дряхлый Надькин дед дремал.

увы, уменьшилась семья:

дед умер, умер и отец,

прибавился гражданский муж

уж пять березовых колец

тому назад, и сельских груш

уже давно объелся муж,

и я могу сказать ему:

я Надьку так люблю саму,

как будто мы прошли войну.

я к матери ее на днях

зайду, спрошу об их делах, —

ан Надька в пепельных кудрях

въезжает в сад на Жигулях!

улица Вечная, 4

и я не узнаю, кто забрасывал мяч в баскетбольную корзину,

какая дурная хозяйка выбрала этот ядовитый малиновый цвет для дома.

сосны и березы стоят по углам почти ровной лужайки.

здесь нет ничего и никого для меня.

(только, может быть, красный и зеленый вьюн, свисающий над верандой,

маленькая куча гнилых растений, сухих трав, сломанных сосновых веток,

полное ведро под водостоком с крыши,

бельевая веревка между сосен — на ней прищепки и старые тряпки,

она должна качаться в грозу,

когда в доме включён свет, тусклый

от перепадов напряжения в сети,

старики пьют чай на веранде, и от них так далек тот

«сумасшедший рокер»,

кто в эту грозу разобьется

и о ком заплачет их внучка).

улица Вечная, 4а

дом Романовых:

кастрюли, шланги, ребристый шифер,

клеенки, тряпки, садовые перчатки,

бельевые прищепки, дырявые ведра,

детские формочки и совочки

уплывают в ржавом тазу среди яблок,

огородное пугало стоит, как мачта,

раскрыло дедовское пальто, как парус.

они уплывают за стариковскую могилу,

они уплывают во внучкино детство,

исчезая всё дальше в желтом тумане.

улица Вечная, 5

здесь был шалаш,

          чей? —

да Санькин, с которым играли

в индейцев в американском лесу, —

Аппалачей.

меня похищали,

в шалаш уносили,

в шалаше понарошку насиловали,

потом спасали.

улица Вечная, 5а

дом Филипповых:

умерли все старики, остались старухи и бабы.

зеленым мхом поросла крыша, глядят старухи:

над раковиной проржавелой разлапились ели,

громадные яблоки падают в лиственный шелест.

улица Вечная, 6

дом Поповых:

…цвет кустов салата, мелких яблочек,

цвет крыжовенный и покрасневших листов «Виктории»,

песочница, полная разнообразных формочек,

и гамак между сосен наводит недолгую дрему.

вовне деревянного сада, деревянного дома

новые дети играют, новые кости сгорают в костре.

время теперь Владиславе, младшей сестре,

смотреть на кого-то зрачков

          расширенной белладонной.

улица Вечная, 7

«мама анархия», —

          написал дерзким тоном

на гараже тот, кто ставит теперь иномарку,

став офисным скользким планктоном

на лестнице длинной Ламарка.

его, слугу всемирного Дракона,

должна отправить на хер я:

ведь не жалеет их,

          поддавшихся архонам,

мама АНАРХИЯ!

улица Вечная, 8

дом Остапкевичей:

зелено вино, молодо вино, поспели яблоки молодильные.

сливы зелены, алы ягоды, никого в саду, кроме птиц лесных.

здесь жили две сестры пригожих пожилых:

почила Маргарита Николаевна,

не ездит больше Нелли Николаевна, —

и нет на даче никого из них.

зелено вино, молодо вино, поспели яблоки молодильные.

сливы зелены, алы ягоды, никого в саду, кроме птиц лесных.

хозяйские внук и внучка в моей памяти в детском теле:

он еще не женат на сучке, она еще

          не играет на виолончели,

а только всегда откликается грубо

          на бабушкино «Люба! Люба!», —

и нет на даче никого из них.

зелено вино, молодо вино, поспели яблоки молодильные.

сливы зелены, алы ягоды, никого в саду, кроме птиц лесных.

жили здесь коты — белый Пуша и толстая Мурка, —

как меховой мешок, лесного окраса шкурка.

жили в довольстве и счастье,

          похоронены на участке, —

и нет на даче никого из них.

улица Вечная, 9

дом Даниловых:

на плитах паданцы,

          подстрижена лужайка,

а здесь жила болонка-пустолайка, —

за мной бежала, провернувшись под забор.

от страха потеряла я туфлю,

а, может, и сознание, — и сплю,

и не могу проснуться до сих пор.

и вижу: добежала, баба Беба

пошла устроила Даниловым скандал,

но много лет, как нет у них болонки,

ребенок их уже растит ребенка,

в земле на Ковалёвском баба Беба,

и глупая во сне тревожит грусть,

что заругают —

          туфель-то пропал, —

верните мне его, и я проснусь!

Юлия Беломлинская