Ночь, когда разбиваются сердца

Ночь, когда разбиваются сердца

Ожидание чуда под Новый год — будто бы заложенная в людей программа, рудимент, который заставляет нас чувствовать себя несчастными под яркими гирляндами и огоньками. Вовсе не обязательно в этот день радоваться, позвольте себе роскошь погрустить. Антипраздничный гид по новогодним фильмам от журнала «Прочтение».

 

  • Рождество, опять (Christmas, Again)
    режиссер Чарльз Покел
    США, 2014

Благодаря редакции журнала Cineticle, пожалуй, c самым отменным художественным вкусом, выкупившего права на фильм, российский зритель уже первого января может пойти в кинотеатр и вдоволь погрустить. Потому что это кино про него — маленького, слабого, не очень счастливого и очень замученного. То есть эмпатия к герою во всей красе. Как и положено независимому кино, в картине «Рождество, опять» практически ничего не происходит. Двух главных героев — меланхоличного торговца елками и прочей новогодней радостью и его случайную знакомую — можно считать аллегориями именно авторского и массового кинематографа. У одного есть только его работа, всегда подавленное настроение и дорога — чего уже с лихвой хватило бы для фильма, например, Вима Вендерса, у другой — любопытство, истерики, глупое поведение, ожидание любви — то, на чем можно построить сюжет любого голливудского фильма. И хочется, хочется девушкам и коммерческому кино закрутить роман с этими угрюмыми независимыми парнями, но, увы, отношения их обречены. Режиссер Чарльз Покел станцевал изысканный танец на стыке двух кинонапрвлений и сделал это практически безошибочно, несмотря на то, что это его дебютная работа.

  • Коллеги, прекратите шум (Makkers staakt uw wild geraas)
    режиссер Фонс Радемакерс
    Нидерланды, 1960

Фильм классика нидерландского кинематографа, лауреата премии «Оскар», можно было бы озаглавить словами другого нидерландского классика, писателя Луи Куперуса: «О старых людях, о том, что проходит мимо». Драма, не уступающая пьесе известного драматурга Эдварда Олби, но с меньшим накалом страстей. Именно это и создает ощущение щемящей тоски. Картина о семьях, в которых, казалось бы, родственников давно уже не связывают никакие чувства, объединяют их только неприкаянность и слабая надежда на лучшее. И в какой-то момент это действительно срабатывает, и вдруг оказывается, что есть между этими людьми что-то неизмеримо большее — и, наверное, это любовь.

  • Полночный поцелуй (In Search of a Midnight Kiss)
    режиссер Алекс Холдридж
    США, 2007

Еще один интересный образец нетипичного американского рождественского фильма. Двум героям с совершенно разными характерами и интересами настолько страшно остаться в рождественскую ночь наедине с собой, что они решают довести их неудачное свидание до полного абсурда. И все же закончить дело поцелуем. Поклонникам фильма «Милая Фрэнсис» (Frances Ha, 2011) следует обратить внимание и на этот фильм.

  • Страна ОЗ
    режиссер Василий Сигарев
    Россия, 2015

Фильм «Страна ОЗ», название которого можно прочитать и как «Страна ноль-три», — это совсем не тот Василий Сигарев, которого вы знали раньше. Хотя (как обычно у этого режиссера) фильм для просмотра непростой, по-прежнему страх и ужас в изумрудном городе, но на самом деле, это комедия. Комедия о нелепых людишках, сказочных дурачках, о нас, но чуть более гротескных. В саундтреке к фильму писатель и певец Михаил Елизаров напомнит, что «не космонавт ты, Юрка, не космонавт», что «если очень захотеть — можно в космос полететь» — это тоже иллюзия. К слову, в «Стране ОЗ» есть и еще один писатель — екатеринбуржец Андрей Ильенков, выступивший здесь как сценарист и актер. Дважды героев чуть не убивают фейерверки, но, как известно, дуракам везет.

  • Шапито-шоу
    режиссер Сергей Лобан
    Россия, 2011

Кто уже смотрел фильм, тот может удивиться включению «Шапито-шоу» в список грустных новогодних фильмов. «Шапито-шоу» представляет собой четырехчастную комедию, где каждая из новелл развивается по одной и той же схеме, затрагивает одни и те же события, а время и место действия — лето на крымском побережье. Но лето, как многие сейчас вспоминали в связи с одной книгой, это «маленькая жизнь», поэтому его окончание можно воспринимать как финал важного этапа. Как конец года. Также подводятся какие-то итоги, также в конце лета остаешься один на один со своими нереализовавшимися ожиданиями и мечтами. Карикатурные герои «Шапито-шоу» на огромной скорости несутся именно в пустоту и запутываются до такой степени, что в каждой части единственно верной концовкой становится просто поджечь все к чертям — любовь и дружбу, уважение и сотрудничество. Вот пусть и сейчас горит все синим пламенем — чем хуже новогоднего салюта?

Кадр на обложке статьи из фильма «Рождество, опять»

Анастасия Житинская