Уж столько ругали фильм «Сволочи» и прочие наши военные «блокбастеры», что даже как-то стыдно этим заниматься. Все равно что подойти и дать пинка плохонькому боксеру-новичку, валяющемуся в глубоком нокауте. То есть понятно, что боксер из него как из навоза снаряд, но и так ведь уже досталось бедолаге, чего уж тут…
Так что от нелестных отзывов решил воздержаться. Мало того, задался целью найти в этих самых фильмах, рассказывающих нам, темным, «всю правду о войне», что-нибудь хорошее.
Не скажу, что сразу же появилось множество соображений. Если честно, то всего хорошего было — радость за бодрых российских акул кинокамеры, неплохо заработавших на киношках уголовно-военной тематики.
Но, понятное дело, об этом много не напишешь. Порадовался и все. Нужны какие-то выводы, соображения… Причем хорошие, за этим я решил следить строго.
Парень я упорный, поэтому, засучив рукава, полез в кучу известно чего на отлов заветной жемчужины.
Долгими днями и ночами пытался я найти в таких эпохальных полотнах, как «Штрафбат» Николая Досталя, «Первый после бога» Василия Чигинского, «На безымянной высоте» Вячеслава Никифорова и, конечно же, «Сволочи» Александра Атанесяна, нечто положительное. Что-нибудь этакое, за что можно эти опусы с чистой совестью похвалить. А потом, чем черт не шутит, возрадоваться за отечественный кинематограф, возликовать и обрыдаться от счастья.
Сначала в голову лезло избитое: молодцы, не забывают о такой теме. Поразмыслив, пришел к выводу, что было бы куда лучше, забудь они о ней, многострадальной. То есть опять мимо. Стал искать дальше. Про актерскую игру и спецэффекты только слепой может хорошее сказать, про сценарии — только глухой, про режиссерскую работу — только пациент известной клиники. Снова ни одной зацепочки.
Начал я думать о грустном. И тут понял, что все это (режиссура, сценарий, игра актеров и прочее) мне что-то очень сильно напоминает. Начал думать еще сильнее, чуть не до обморока. Вернее, вспоминать, с чем же у меня все это ассоциируется… И наконец, о чудо, вспомнил-таки!
А вспомнив, подошел к зеркалу и спросил себя прямо: а вот стал бы ты, дружище, всерьез ругать за неуклюжую режиссуру, беспомощный сценарий и деревянную актерскую игру, скажем, киножурнал «Ералаш»? Так вот чтобы на визг срываться и отплевываться во все стороны? И так же прямо ответил: нет, и в голову бы не пришло. А почему? Да потому, что у детских фильмов и передач свои критерии оценки. И только больной на голову гражданин может заявить, что «Ералаш» — ерунда, потому что там спецэффекты слабенькие. Или какого-нибудь Васю Петрова десяти лет от роду обвинить в плохой актерской игре… Детям и так хорошо, их такие нюансы не волнуют. Есть история — и ладно. Интересная — еще лучше.
Желая проверить свою догадку, полазал по форумам, где обсуждались вышеназванные фильмы. Все подтвердилось. Захлебываются от восторга детишки лет до пятнадцати включительно. Самая ералашевская публика. Которой до фонаря, кто там и как играет, кто и что говорит. Стреляют, бегают, прыгают — и достаточно, не нужно напрягать детский мозг дополнительными наворотами.
Осознав такое, почувствовал, как полегчало на душе. Теперь можно было с чистой совестью сказать: спасибо вам, парни, что не забываете про детей и подростков! Действительно, эта потребительская группа в какой-то момент осталась без своих фильмов. Раньше были хоть «Неуловимые мстители» и «Васьки Трубачевы» с разными «Гостьями из будущего». Потом исчезли. Перестали делать кино для совсем маленькой молодежи. Полезло на экраны всякое забугорное, там ведь ни про кого не забывают…
Но тут, милое дело, поспел «наш ответ Керзону». Ответ, правда, получился, странноватый. Искусство, рассчитанное на детей, должно, наверное, прежде всего воспитывать. Показывать достойные для подражания примеры. Правильных героев, а не «правильных пацанов». Тут, конечно, недоработочка вышла. В кадре одни замечательные уголовники разных возрастов, которым противостоят гнусные политработники. Про немцев в этой кутерьме как-то вообще забыли. Те ходят где-то, вяло постреливают вдалеке и стесняются лишний раз в кадр попасть. Неловко им влезать со своей дурацкой войной в мега-разборки зэков и политруков, где настоящие страсти как раз и кипят.
И все же бывают редкие моменты, когда наши уголовники вспоминают, что надо бы повоевать с фашистами. Вот тогда вышеуказанные фильмы (и многие другие) начинают делать свое воспитательское дело. Здесь критика заканчивается. Теперь все встает на свои места. Фильм, снятый для среднего школьного возраста, смотрят дети среднего школьного возраста и получают настоящее удовольствие. Лично я только за!
Жаль, правда, что не пишут, как раньше: мол, фильм для детей, а то ведь и многие взрослые по простоте душевной на такое ходят. Ну и уголовников, постельных сцен да ругани многовато. Дети все-таки… А в остальном — так держать! Вполне достойное дело для режиссеров. Не важно ведь, для кого ты снимаешь, для детей или для взрослых. Все сегменты хороши, выбирай на вкус…
Только вот жутковато подумать, кто из детей, воспитанных на подобных фильмах, вырастет. Вряд ли патриоты. Вряд ли герои… Сволочи? Уж не помню, кто сказал, и не ручаюсь за точность цитаты, но смысл такой: кто выстрелит в прошлое из пистолета, по тому будущее выстрелит из пушки. Фильмы эти — как раз выстрелы в прошлое.
Может, все-таки поработать над идеологией немного? Это ведь куда проще, чем научиться фильмы достойные снимать. И потом делать теми же силами хорошие детские картины. С хорошими героями и не перевранной двадцать раз историей собственной страны.
И будет нам всем хорошо!