Чудо-женщина (Wonder Woman)
Режиссер: Пэтти Дженкинс
В ролях: Галь Гадот, Крис Пайн, Робин Райт, Дэвид Тьюлис и другие
Страна: США
2017
Полюбившихся персонажей любой киносаги всегда приятно увидеть в новых образах. Вот только с одним из них вышла неувязочка. Милейший профессор Люпин (Дэвид Тьюлис), оборотень из историй о «Гарри Поттере», кажется, переметнулся-таки на темную сторону, представ в обличии злодея Ареса. Разглядев рыжие усики Тьюлиса, торчащие из-под демонически-рогатого шлема, невольно начинаешь сомневаться, так ли приятно вновь видеть его на экране. Впрочем, на этом проблемы с подбором актерского состава заканчиваются. Ведь в роли Чудо-женщины выступила прекрасная израильская актриса Галь Гадот.
Чудо-женщина – культовая героиня комиксов вселенной DC. Впервые она появилась на страницах графических книг аж в 1941 году, явив собой удачное сочетание красоты, мужества и милосердия – всего, что так не хватало в годы страшной войны. Девушка очень скоро стала олицетворением равноправия во всех его проявлениях. Диана – полубогиня, которая, по разным версиям, была либо создана из глины и одушевлена (в это верит героиня фильма), либо является дочерью Зевса (что тщательно скрывается) и царицы амазонок Ипполиты.
Образ Чудо-женщины едва ли не самый неоднозначный среди всех супергероев. Причина тому проста – ее гендерная принадлежность. Сильная и одновременно хрупкая Чудо-женщина во все времена своего существования воплощала идеи феминизма. В истории ее костюма и деяний кроется история положения женщин в обществе.
Современные феминистки не преминули упрекнуть создателей фильма в том, что Галь Гадот в контексте всей истории персонажа выглядит уж слишком безупречной: от кончиков сапог и до абсолютно гладких подмышек. Одна из амазонок, женщин-воительниц, живущих на затерянном острове по законам радикального матриархата, не может быть, по их мнению, такой совершенной. Однако претензии к игре актрисы предъявить сложно: так натурально сыграть непосредственность по отношению к увиденному вокруг не каждому под силу. Отдельное удовольствие – неожиданно низкий хриплый голос Гадот и ее выговор с легким акцентом, доступный только в оригинальной озвучке.
При всем традиционно мрачном колорите фильмов DC, в цветовой гамме которого выдержана и «Чудо-женщина», он изобилует небанальными шутками. Особенно забавен эпизод, в котором Стив Тревор (Крис Пайн) надевает на Диану очки с целью сделать ее менее заметной. Секретарша пилота, увидев это, иронично замечает, что даже так эта женщина не перестала быть самой красивой в округе. В этой сцене есть и отсылка к альтер-эго Супермена – Кларку Кенту, которого по загадочной причине никто не узнает, стоит ему только надеть очки (тот же трюк, кстати, проделывает в комиксах и сама Чудо-женщина), и весьма достойный и небанальный выпад в сторону тех, кто считает главным в человеке (и особенно в женщине) именно внешность. Кстати, признанный в актерских кругах красавцем Крис Пайн смотрится на фоне Гадот, мягко говоря, бледновато.
Спецэффекты в картине очевидно выполнены в стиле последних фильмов Гая Ричи – зрелищные бойцовские приемы, показанные в замедленной съемке. Однако если у Ричи это выглядит ново и более или менее естественно (ведь герои его фильмов – люди), то создатели «Чудо-женщины» в своем стремлении к зрелищности далековато ушли от реалистичности. Последние достижения компьютерной графики не особенно органично вписываются в общую стилистику фильма и в некоторых эпизодах выглядят неуместно. Очевидное достоинство «Чудо-женщины» – очень подходящий героине саундтрек, который сразу запоминается. Главная тема киноленты создана виолончелисткой Тиной Гуо.
На первый взгляд, все в фильме сделано в лучших традициях комиксов о супергероях: борьба с суперзлодеями, вершащими судьбы простых людей, и дающаяся большой ценой, но обязательная победа добра над злом. Казалось бы, обычная слезоточивая история о несчастной любви на фоне спасения мира. Однако есть в фильме что-то неуловимо важное. Чудо-женщина при всей ее неприспособленности к жестокому внешнему миру, с которым она сталкивается впервые, ни минуты не сомневается в том, что люди по своей природе добры. Для нее не существует проблемы неравенства между людьми и богами (то, на чем, например, построен сюжет «Бэтмена против Супермена»), и она не относится с презрением к маленьким людям, которое так характерно для Темного рыцарю из Готэма.
Священная задача племени амазонок в комиксах DС – охранять человечество и помогать людям достигать взаимопонимания. Движимая именно этим стремлением Диана похищает доспехи, щит, меч – Убийцу Богов, а также один из своих самых знаковых атрибутов – Лассо Правды и отважно отправляется вслед за Стивом Тревором на Первую мировую войну, потому что не может поступить по-другому. Оказавшись в эпицентре битвы, героиня бросается спасать простых смертных, потому что искренне верит в их доброту, несмотря на наличие весьма убедительных примеров ее отсутствия. Вдохновленные ее примером, люди тоже проявляют героизм и отвагу, хотя и не без доли слабоумия. В выборе между оказанием помощи прямо сейчас или какими-то долгосрочными планами спасения планеты Чудо-женщина не колеблется, успевая делать и то, и другое.
Новый супергеройский фильм отличается от предыдущих фильмов DС новизной не только в техническом, но и в идейном плане. За кажущейся многим поверхностной супергеройской тематикой создателям удалось рассказать о важном. Например, о том, что все мы глубоко в душе не расстались с юношеским стремлением изменить мир к лучшему (ну или хотя бы посмотреть на то, как это делает кто-то другой!). Чудо-женщина напоминает зрителям о том, что феминизм – это, в первую очередь, история о согласии с равенством полов вне зависимости от того, женщина вы или мужчина. А Стив Тревор говорит об ответственности людей за происходящее, по сути имея в виду способность осознавать свои поступки.
Новая лента киновселенной DC – очевидная удача съемочной группы и Пэтти Дженкинс. Привычная парадигма восприятия культовых супергероев постепенно меняется, и в этом смысле Чудо-женщина и правда выступает своего рода убийцей старых богов. Быть может, во многом причина успеха этой кинокартины в том, что на сей раз в режиссерском кресле сидела женщина?