- Заза Бурчуладзе. Надувной ангел. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 144 с.
Новый роман современного грузинского прозаика Зазы Бурчуладзе, автора книг «Минеральный джаз» и «Adibas», продолжает выбранную автором нереалистическую стратегию письма. В этом галлюцинаторном мареве перемешаны сны и кадры из турецких 
 фильмов, дух Гурджиева покупает на Ширакском рынке мясо с костью,
 а братья Фуко, монахи-акробаты из Капошвара, готовят великолепный
 гуляш. Единственной незыблемой реальностью остаются голос автора и
 его сложносочиненные отношения с Тбилиси и родной страной.Ночной сеанс В общение с духами мало кто верит, но их вызывают 
 снова и снова. Нино и Нико Горозии тоже не верили,
 что им удастся войти в контакт с духом Георгия Гурджиева. Такие духи — все равно что голливудские звезды,
 связаться с ними совершенно нереально.Горозии сомневались, что у них что-то получится. 
 И все-таки погасили свет на кухне, выложили на стол
 большой квадратный лист ватмана с нарисованным на
 нем кругом, в который фломастером были старательно
 вписаны буквы грузинского алфавита, а под кругом приписано «да — нет». На перевернутой тарелке тем же фломастером нарисована стрелка. На блюдечке в красный
 горошек горела короткая толстая свечка, оранжевое пламя
 которой выхватывало из темноты лишь ватман, тарелку
 со стрелкой, выложенные на стол руки супругов и их лица.Настенные часы показывали первый час ночи, но этого 
 не было видно в темноте. В раковине высилась гора немытой посуды. Пламя свечки туда тоже не дотягивалось.
 В чашке с отломанной ручкой в остатках кофе с молоком
 плавала дохлая муха. Запах в комнате стоял тяжелый —
 смесь никотина, геля для мытья посуды и псины. В стоящем у стены кресле спал Фуко — белый бультерьер с розовой
 мордой, размером почти что с кабана. От соседей доносились звуки телевизора. Где-то смотрели «Профиль«1: пригласили, видимо, какого-то остроумного гостя — зал то и
 дело смеялся и старательно аплодировал.Нино выглядела гораздо моложе своих лет, хотя никто 
 точно не знал, сколько ей было. Она работала мелкой
 служащей в мэрии Тбилиси. Слегка сдувшаяся грудь,
 большие голубые глаза, хорошая осанка, отсутствие целлюлита — миниатюрная женщина в стиле Барби. Никто
 бы не смог сразу определить, что за ее добродушным
 лицом и слегка меланхоличным взглядом укрыты твердая воля и железный характер.Нико тоже не был богатырем. Впрочем, в отличие 
 от Нино, в его пропорциях ощущалось что-то невыносимое и даже неполиткорректное. Со своими пухлыми
 щеками, округлыми губами и потухшими глазами он
 походил на депрессивного психопата. Характер у него
 такой мягкий, что хоть веревки вей.В ту ночь на Нино были джинсовые шорты и белая, 
 почти прозрачная футболка, а на ногах резиновые
 тапочки. Она только что вышла из ванной, и её короткие
 растрепанные волосы еще не высохли. Запах шампуня
 слегка оживлял тяжелый воздух в комнате. Она была без
 лифчика: крепкие соски выпирали через футболку. Слегка
 возбужденная, она хотела, чтобы Нико засунул руку под
 футболку и потрогал ее за сосок… Но больше ничего.А Нико смотрел на тарелку со стрелкой и думал о 
 лежавшем в холодильнике эклере, к которому не смел
 притронуться. Вот уже неделю он не ел после шести
 часов вечера и страшно мучился. На самом деле избыточный вес особо его не беспокоил — эта диета была скорее навязчивой идеей, чем необходимостью.Мысль устроить спиритический сеанс появилась у Нины, когда она сидела на работе, убивая время в интернете. Нико ничего против этой затеи не имел. Разве ж 
 пойдешь против собственной жены? Тем более когда она
 решила войти в контакт с покойниками.Он всего лишь спросил: — А почему именно с Гурджиевым? — а в душе добавил: «А не, скажем… скажем…» Хотел назвать другого, 
 более авторитетного покойника, но никого с ходу не
 вспомнил. Кроме разве что попугая, который был у него
 в детстве. Однажды утром, сняв ткань с клетки, Нико
 увидел дохлую птичку. Она валялась на дне клетки и
 была еще теплая. Когда он взял малюсенький труп попугайчика в руки, его головка упала набок.— Как это почему, — Нино сделала паузу, — если что, 
 хоть по-грузински с ним сможем поговорить.Дело в том, что Горозии толком не знали ни одного 
 иностранного языка. В самом крайнем случае Нино
 могла бы припомнить несколько немецких слов, а
 Нико — английских, еще меньше. К тому же Нино
 настолько мало знала о Гурджиеве, что считала его
 если не грузином, то, по крайней мере, родившимся
 в Грузии. Нико, сомневавшийся в существовании языкового
 барьера с духами, в глубине души согласился с женой.
 В их отношениях было что-то такое, что существует
 между матерью и сыном.Когда-то Нико считался перспективным режиссером. 
 Сняв в двадцать лет студенческий короткометражный
 фильм, он быстро оказался в центре внимания узкого, но
 нужного круга. Тогда многие заговорили о его интуиции
 и остром глазе. Все было вроде впереди у молодого человека: короткие романы с отчаянными домохозяйками,
 длинный шарф вокруг шеи и бурный образ жизни. Все
 кончилось, когда он познакомился с Нино. С ней Нико
 быстро сдулся и размягчился. А видеокамеру как-то
 непроизвольно сменил на фотоаппарат. За последние
 три года даже в нескольких совместных выставках участвовал, хотя стало заметно, что его острый глаз уже притупился. Черно-белые портреты и пейзажи другие тоже
 умели снимать. Причем гораздо лучше. Что Нико и
 сам видел, но особо по данному поводу не переживал.
 Поэтому его фотоаппарат теперь чаще лежал на полке
 рядом с компакт-дисками и книгами. А интуиции сейчас
 хватало только на то, чтобы не сморозить чего-нибудь
 такого, что не понравится Нино. В конце концов, он уже
 давно жил за ее счет. Так что, будучи рядом с женой,
 Нико иногда говорил не то, что сам хотел сказать, а то,
 чего от него ждали (как он сам считал).«Мало ли что», — подумал в ту ночь Нико, выбросил 
 наконец из головы дохлого попугая и сказал:— Пусть будет Гурджиев, — пожал плечами и почему-то добавил: — Посмотрим. Учитель танцев Нино не ожидала, что что-то получится, даже когда 
 повела тарелку со стрелкой по кругу над пламенем
 свечки и положила на картон. В Исландии как раз начиналось извержение вулкана Эйяфьядлайокудль, когда
 в Тбилиси Горозии прикоснулись к тарелке и закрыли
 глаза. Нино больше шептала, чем говорила из сердца:
 «Гурджиев, иди к нам!.. Гурджиев, иди к нам!..»Когда тарелка сначала завибрировала, затем резко 
 замерла, а в прихожей что-то затрещало и зашуршало,
 Нино тотчас замолчала. Выпучив глаза, Горозии уставились друг на друга. Фуко вскочил, навострил уши.
 В прихожей вновь что-то зашуршало. Фуко спрыгнул с
 кресла, напряженный, с рычанием двинулся в сторону
 входной двери. Короткие мускулистые лапы пес слегка
 разводил в стороны, как большая ящерица. Нино сжала
 руку Нико. Фуко вышел в прихожую.Там отчетливо кашлянули. Фуко вдруг перестал 
 рычать. Из темноты доносились звуки неясной возни.
 Нино еще крепче сжала ладонь Нико. А тот ничего
 лучше не придумал, чем шепотом позвать в темноте:— Фуко! — слегка повысил голос, — Фуко! — Здесь, — ответили из прихожей. У Нино расширились глаза, волосы на спине встали 
 дыбом. Как у каждой грузинки, у Нино росло немного
 волос вдоль позвоночника.— Кто там? — почему-то шепотом спросил Нико. Из темноты выдвинулся среднего роста и дряблого 
 телосложения старик, чем-то походивший на тюленя.
 Даже в тусклом свете свечки было ясно, что он подслеповат. У него были большие выпученные глаза и мягкий
 старческий подбородок. Густые белые усы с торчащими
 кончиками росли будто прямо из ноздрей. Потрепанный черный пиджак нараспашку, между карманом
 черного атласного жилета и пуговицей — цепочка от
 золотых часов. На ногах плосконосые запыленные штиблеты. А на голове смушковая черная папаха — некая
 смесь суфийского таджа и пионерской пилотки. Фуко
 пристроился рядом, помахивая хвостом.— Я Гурджиев, — начал мужчина прямо из прихожей. В конце он чуть зашепелявил, так что Нино не расслышала — Гурджиев или Доржиев. При виде старика 
 Нико встал:— Прошу вас, господин… — Зовите меня Гурджи2, — помог старик. Разговаривал он странно, будто бы еле сдерживая улыбку. — Гурджи? — повторил Нико. — Впрочем, — старик протянул Нико руку, — имя 
 Раймонд мне тоже нравится.Фуко глухо тявкнул, вроде 
 как кашлянул, потребовав внимания.— Раймонд? — спросил Нико, машинально пожимая 
 гостю руку.Фуко встал на задние лапы, передними уперся в старика, чуть не свалив его с ног. Тот потрепал пса по 
 голове, почесал за ухом.— Пусть будет Гурджи, — сказал он с улыбкой, — 
 только без господина!Нико не понял, шутит гость или говорит серьезно. — Салам алейкум! — Старик пожал Нино руку. — 
 Учитель танцев Георгий Гурджиев.Гурджиев на секунду посмотрел Нино в глаза. А она 
 сразу ощутила между ногами легкое покалывание, по
 всему телу прошел озноб. Это было подобно гипнозу —
 одновременно приятно и опасно.Нино, несмотря на растерянность, отметила, какая 
 теплая и мягкая рука была у гостя.Перед тем как старик убрал руку, Нино заметила на 
 его среднем пальце кольцо с выгравированными фигурами разных животных. Это была тонкая ювелирная
 работа. Даже в неверном свете свечи каждая деталь виднелась четко, как на аверсе свежеотчеканенной монеты.
 На серебряном кругу друг за другом выстроились маленький человечек с птичьей головой, двуглавый орел, стоящий на одной ноге журавль, обыкновенный петух…
 Лишь одна птичка повторялась три раза подряд. Как
 многоточие. У птички было крупное тело, маленькая
 головка и крючковатый клюв.Гость уловил направление взгляда Нино. — Это андийский кондор, — сказал он и скупо поклонился Нино, — честь имею. Нико заметил, что гость улыбнулся в усы, завидев 
 тарелку со стрелкой. Также отметил легкий и приятный
 акцент, с которым старик говорил по-грузински. Очевидно, Нино была права — надо было вызывать именно
 Гурджиева.— Чаю не желаете? — Нино встала со стула. «Эклер еще есть», — подумал Нико про себя. — Не успеем, — гость достал из кармана жилета часы, 
 посмотрел на них, — очень извиняюсь. Сейчас должен
 быть совершенно в другом месте… не знаю, как сюда
 попал, — и вытянул нижнюю губу. — Видимо, что-то не
 так пошло.На кухне воцарилась неловкая тишина. Нико отвел 
 взгляд от старика — сначала посмотрел на Нино, затем
 на Фуко, на холодильник и снова на Нино.— Сейчас исчезну, — деловито сказал гость и начал 
 считать: — Пять… четыре… — Горозии уставились на
 старика. — Три… два… один…И действительно, эффектно досчитав, Гурджиев 
 всколыхнулся, как некачественное изображение на телеэкране, но не исчез. Лишь в животе у него щелкнуло, из
 ушей струей вырвалась черная сажа и запахло жженой
 резиной. Фуко удивленно и сдавленно тявкнул. Гость посмотрел на часы, потряс ими, приложил к уху, снова посмотрел на них.— Что случилось? — спросила Нино. — Не знаю, — гость непроизвольно рыгнул, выпустив 
 остаток сажи изо рта, как дым сигареты. Снова пахнуло
 жженой резиной.На кухне воцарилась неловкая пауза. Гость казался 
 растерянным.— Могу чем-нибудь вам помочь? — Нико придвинул 
 стул. — Садитесь.— Не знаю, голубчик, не думаю… — Старик машинально присел. — Главное, не поддаваться панике. — Было видно, что он обращается к себе, а не к Горозиям. — 
 Побеседуем, и исчезну, когда исчезнется.
 1 Аналог российской передачи «Пусть говорят». (Здесь и далее прим. пер.) 2 Слово «Гурджи» представляет собой застывшую форму прозвища, 
 которое восходит к тюркскому слову «гурджи», что значит «грузин».
Заза Бурчуладзе. Надувной ангел
 
	