Александр Архангельский. Правило муравчика

Александр Архангельский. Правило муравчика

  • Александр Архангельский. Правило муравчика. — М.: РИПОЛ классик, 2015. —160 с.

    «Правило муравчика» — сатирическая повесть или сказка для взрослых, которая заставит читателя по-новому взглянуть на привычные вещи. Здесь есть всё: политика, российское телевидение и… котики. По мнению самого Александра Архангельского, не стоит искать прототипов героев книги. Читать ее можно как взрослым, так и подросткам: и те, и другие найдут в тексте что-то по своему вкусу.

    Первая глава

    Священное предание котов

    Синее море, желтый песок и высокие черные горы. Вдоль берега стоят огромные корзины с обгрызенными ручками; в корзинах на подстилках дремлют кошки и коты. От чего они устали, спрашивать
    не надо. Просто устали — и все. Прилегли на заслуженный отдых.

    Спальный район разделен на две части, крупной
    галькой обозначена граница. По одну сторону находится Пепси-Котор, по другую — Кока-Котор.
    Над ними нависла скала; здесь на маленьком плато
    расположился горный Мурчалой. Каждый март суровые коты из Мурчалоя спускаются в долину и захватывают в жены юных кошек. Такая у них традиция. Кошки на них не в обиде: нормальной кошке
    без семьи неинтересно.

    Внешне Которы и Мурчалой неотличимы. Но
    веруют их жители по-разному. Пепси-Котор населяют котославные, в Кока-Которе живут котоли-
    ки, а мурчалойцы — убежденные котометане. Объяснить, в чем разница, довольно трудно. В глав-
    ном все между собой согласны: что когда-то Рай
    располагался здесь, на побережье. Снаружи он на-поминал гигантскую корзину, но только с соломенной крышей. В Раю жил бог. У бога были
    огромные ноги в желтых ботинках, а лицо его сияло в вышине. Бог часто сидел за столом и пальцами стучал по клавишам; перед ним стоял экран, по
    которому, как муравьи, бежали буквы. Кошки прыгали на стол и ложились животом на клавиши; бог
    брал охальника за шкирку и неласково спускал его
    с небес.

    Главное Святилище именовалось Кухня, в центре ее был Алтарь. Бог вынимал из Алтаря еду — кастрюлю с гречневой кашей и прокрученным куриным фаршем, раскладывал по мискам, и запасы еды
    не кончались. А сам он ел нечасто. Два или три раза
    в день. Хотя мог есть всегда, без остановки. На то
    он и бог, чтобы творить чудеса.

    У бога имелась богиня и маленькие злые божики, которые носились с воплями по Раю, дергали
    животных за хвосты и обидно дули им в носы. Божиков не пугало шипение, а за выпущенные когти
    бог с богиней били мокрым веником. Но самая
    страшная казнь полагалась котам-богоборцам, которые жрали цветы и метили райские кущи: этих
    поливали из большого желтого пульверизатора.
    Струя была холодная и сильная; преступник думал,
    что это Всемирный Потоп, и в ужасе скрывался
    под диваном.

    Зато богиня пахла тестом. У нее была мягкая
    грудь, на которой приятно лежать и мурлыкать,
    и круглые надежные колени. Она склонялась со
    своей небесной высоты, гладила котов и вовремя
    меняла наполнитель в туалете. У нее был только
    один недостаток. Непонятная, таинственная
    страсть влекла ее к собакам, которых бог не обижал, но и не жаловал. От собак отвратительно пахло, и они очень быстро сжирали еду. Очень. Не
    успеешь к миске первым — всё. Не оставят ни крошки. А еще они готовы были унижаться, лизали богине то ноги, то руки, в общем, зря богиня их любила.

    А вот у бога недостатков не было.

    Ненадолго отрываясь от экрана, он отодвигал
    клавиатуру, возносил котов к себе на грудь и внушительно с ними беседовал. Тогдашние коты владели
    языком богов; от тех доисторических времен сохранились лишь отдельные словечки. Такие, например, как «пепси», «кока», «мур» и «кис». Это потому, что божики, приплясывая возле Алтаря,
    с утра до вечера кричали «Пепси!», «Кока!». Бог со
    строгим умилением ворчал: «Ишь, негодяй, мурррчит!» А богиня, доставая легендарную кастрюлю, громко призывала: кис-кис-кис-кис. Это было
    как благословение, как заклинание.

    Нередко богиня садилась в большую машину,
    включала защитную вонь, чтобы никто не мог найти ее по запаху, и уезжала в горы; когда она возвращалась, бог и божики мчались к машине, вынимали из багажника шуршащие пакеты и тащили их
    в Святилище. Вынимая из пакетов баночки, кульки, контейнеры с продуктами, они произносили,
    как пароль: куринария. Бог, завершив свою работу,
    готовил вкусный ужин, и богиня восхищалась им:
    ты у меня великий куринар! С тех пор коты (хранившие легенды о божественном курином мясе),
    стали называть куринарией место возле миски.
    Остальные слова сохранились обрывками, они
    мелькали в памяти, как мошки, и не имели никакого смысла.

    В Рай часто приезжали гости. Некоторых — избранных! — бог приглашал в Святилище, усаживал
    за круглый стол, уставленный едой и разными бутылками. Других в Святилище не допускал и принимал у себя в кабинете. Придирчивая богиня называла их жирналистами. Жирналисты вынимали
    из багажников искусственные солнца, зажигали их
    от электрической розетки и направляли яркие лучи на бога, и он им долго что-то объяснял. Через
    день или два после этого богиня собирала божиков
    в гостиной и сажала их перед огромным пылевизором. В пылевизоре показывали бога; божики смеялись, хлопали в ладоши и кричали: «папа! папа!».
    Коты пытались заглянуть с обратной стороны, но
    там торчали провода и было жарко.

    И всходило солнце. И сгущалась ночь. Наполня-лись миски и пустели. Нарождались новые котята.
    Вспыхивали драки, восстанавливался зыбкий мир.
    И казалось, так будет всегда.

    Но тут произошли ужасные события.

    В кошачьих мифах и легендах сохранились темные воспоминания о том, как бог с богиней погрустнели; гости стали приезжать все реже, а жирналисты вообще исчезли. Пылевизор почти никогда не включали, потому что в нем все время говорил
    недобрый человек с красивыми зелеными погонами; на груди у него блестели желтые медали — точь-
    в-точь как у злобных собак. Нехороший человек
    размахивал руками и кричал, а другие люди почемуто хлопали в ладоши. Глядя на это, богиня рыдала.
    И бог тогда сердился на нее.

    Однажды ранним утром вдалеке раздался грохот — со стороны асфальтовой дороги, по которой
    боги ездили в куринарию. Коты решили, что вернулись жирналисты, но ошиблись. Рай окружили ма-шины с перепончатыми странными цепями, намо-танными на колеса. Из машин выпрыгивали незнакомцы в пахучей пятнистой одежде и с круглыми
    фуражками на бритых головах.

    Незнакомцев было много, человек пятнадцать;
    за спинами у них висели ружья. Но не длинные
    охотничьи, с красивым лакированным прикладом,
    как у бога, а короткие, с какой-то черной штукой,
    которая торчала прямо из ствола. Незнакомцы
    продвигались странно, приседая на корточки. Сделают короткий шаг, полуприсядут, обведут вокруг
    себя ружьем, шагнут опять.

    От ужаса кошачье воинство попрыгало из окон,
    а собаки попытались оказать сопротивление, но
    зря. Бога, богиню и божиков погрузили в грязные
    машины. Колонна выпустила вонь из-под хвостов
    и устремилась по асфальтовой дороге. В Раю никого не осталось; на входную дверь повесили большой замок. Собаки вскоре пропали, а коты остались жить на побережье. Одни, без богини и бога.
    Никто не наполняет им куринарию, никто не берет
    на колени, все приходится делать самим…

    Сколько лет прошло с тех пор — никто не знает.
    Рай зарос вьюном и диким виноградом. На его месте образовался мрачный холм, которого коты боятся и обходят стороной. С соседнего склона к вершине холма тянутся электрические провода. Глупый вьюн пытался оплести их, закрутиться
    змейкой, но сил у него не хватило, и он усох.
    В этом все религиозные учения сходились.

    А дальше начинались разногласия.
    Котолики не верили в пульверизатор. И утверждали, что великий бог, прекрасная богиня и даже
    невоздержанные божики не могли использовать такое негуманное орудие. А котославные считали ересью учение котоликов о том, что бог один — у кошек
    и собак. Это нелепо, абсурд! Но дальше всех пошли
    котометане. Они соглашались, что бог — это бог, ничего не попишешь. Но в богиню с божиками верить
    не желали. С их точки зрения, то были ангелы, которых бог призвал себе на помощь.

    Толкованием вероучений занимались святые
    котцы. Котославных возглавлял Котриарх — черный, необъятный, молчаливый. Котоликов — веселый полосатый кот по прозвищу Папаша. А котометан — обильный телом белый перс, получивший
    звание Верховного Жреца.

    Кошачьи города между собой не воевали, но
    и не особенно дружили. Единственное, что пепси-
    которцы и кока-которцы решили делать вместе,
    это собирать запасы на зиму. Когда на побережье
    льют дожди и с моря дует мерзкий ветер, наступает
    голодное время. Рыба уходит от берега, мыши прячутся в норки, даже лисы охотятся реже и не оставляют на горных дорогах объедки. В заброшенной
    каменоломне прибрежные коты устроили совместный провиантский склад и к нему приставили охрану. Потому что мурчалойцы следовали принципу
    халявности: сами не ловили рыбу и мышей, брезговали лисьими объедками, а промышляли дерзкими
    набегами.

    И снова, как когда-то, жизнь подчинилась заведенному порядку. Всходило солнце, заходило солнце, завершалась зима, наступала весна. Старики тихонько умирали, взрослые коты старели, бойкая
    порывистая молодежь норовила что-нибудь исправить в этом мире, но не успевала, потому что все рано женились, обрастали многочисленным потомством и уже не думали о переменах.