Борис Херсонский. Месса во времена войны

Борис Херсонский. Месса во времена войны

  • Борис Херсонский. MISSA IN TEMPORE BELLI / Месса во времена войны. — СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2014. — 96 с.

    По-пророчески седовласый Борис Херсонский в одном из интервью, ссылаясь на знакомого, сказал, что «стихи нужно уметь ловить». Над лучшими из них поэту не приходится работать, они появляются сразу. «Месса во времена войны» – сборник именно таких стихов. Лучших, тех, в которых слышно первое дыхание. Произнесенные вслух выразительные строки врезаются в память и всплывают в голове как печальное свидетельство времени. «В начале было Слово и больше не надо слов», – пишет Херсонский. Едва ли кто-то скажет точнее.

    * * *

    Первыми механизмами были машины войны:

    стенобитные бревна с медными головами баранов,

    катапульты и прочая хрень были сотворены,

    чтоб убивать людей, выполняя волю тиранов.

    Первыми сооружениями, которые знаем мы,

    были гробницы владык, сохранявшие их останки.

    С тех пор над военной техникой немало трудились умы.

    Броня крепка и поворотливы танки.

    И стоят гробницы тиранов посреди площадей.

    И мумии их лежат, излучая загробную силу.

    Когда-то в их склепы клали женщин и лошадей.

    Сегодня они за собою народы сводят в могилу.

    * * *

    В массовое движение

    вступаешь, как в воды Крещения.

    Но — входишь одним, выходишь другим:

    замаранным ложью, безумным, нагим.

    Не голубь, а ворон сидит на плече,

    и кровь запеклась на небесном луче.

    Человек, нет тебе прощения….

    * * *

    На черной площади жечь черные автопокрышки.

    Глотать черный дым — до одышки или отрыжки.

    Но жить под ярмом — ни за какие коврижки,

    ни за какие денежки, ни за какие льготы,

    ни за посулы хорошей жизни и легкой работы,

    ни за чиновное кресло, ни за долю в неправом деле.

    Сейчас мы это видим, но куда мы раньше глядели?

    А раньше мы не глядели, все думали — обойдется,

    даже кошка на доброе слово ведется,

    трется о ногу тирана, выгибает спину,

    мурлычет себе под нос: Боже, храни Украину!

    А он бы хранил, ничто не трудно для Бога,

    да жаль, что Бог — один, а мы ему — не подмога.

    * * *

    Восходит Солнце Истории. Люди кричат: «Виват!»

    Ты тоже кричишь «Виват», а значит — не виноват.

    Холод тебя не возьмет, пламя не опалит,

    поскольку ты командир и есть у тебя замполит.

    И есть у тебя рядовые — шлем к шлему и щит к щиту.

    И есть у тебя приказ — отстоять-защитить тщету.

    И Солнце Истории светит, и дело идет на лад,

    и снайпер на крыше к плечу прилаживает приклад.

    * * *

    Значит, кто-то должен стоять на морозе под небом,

    а с неба

    не дождешься ни белого голубя, ни просто белого снега,

    который бы освятил и немного согрел

    всю темень и холод, весь страх и надежды стоящих

    вплотную тел,

    все молитвы стоящих вплотную душ,

    попавших под артобстрел.

    Значит, кто-то должен стоять за себя и за нас, по стойке

    «вольно», поскольку «вольному воля» способствует

    стройке

    баррикад, что костью в горле у тирании торчат,

    кто-то должен глотать костров свободы угарный чад,

    не надеясь на благодарность от детей и внучат.

    Трудно увидеть, что над ними, как и над их отцами,

    летают ангелы с мученическими венцами,

    для венцов найдется немало лихих, неповинных голов.

    Апостолы-рыбари! Вот идет косяком улов.

    В начале было Слово и больше не надо слов.