Всеволод Сахаров. Русское масонство в портретах

  • М: АиФ Принт, 2004
  • Твердый переплет, 512 с.
  • ISBN 5-94736-062-4
  • Тираж: 5000 экз.

Масонство, внецерковное религиозно-мистическое и политическое движение, в основе которого лежат идеалы наднационального духовного братства, самосовершенствования человека и человечества, изучают давно и плодотворно. Это предмет научного, философского и даже чисто житейского интереса. Масонами восхищаются и ненавидят, их считают обществом истинных патриотов и просветителей, но одновременно боятся и обвиняют в коварных заговорах и страшных преступлениях.

Число статей и книг о масонстве растет день ото дня. При этом трудно определить, вызван ли такой интерес глубокими духовными запросами людей, или он всего лишь следствие моды на тайное и необычное. Вероятно, имеет место и то, и другое. И поэтому академические исследования находятся рядом с откровенными фальсификациями. Среди последних — уже набившие оскомину идеи о жидо-масонском заговоре или происках «мировой закулисы». Поддаться влиянию подобных идей довольно легко. Ведь научное сообщество противопоставляет им пусть и строго документированные, но, как правило, скучные и малоувлекательные статьи и монографии, к которым широкая читающая публика совершенно равнодушна.

Книге Всеволода Сахарова «Русское масонство в портретах» такое равнодушие едва ли грозит. В научно-беллетристический сборник вошли популярные очерки о русских масонах, их тайных верованиях, обрядах и ритуалах, общественно-политической и культурно-просветительской деятельности. Будучи не только великолепным знатоком истории русского масонства, но также прекрасным стилистом и даровитым писателем, Вс. Сахаров подготовил действительно «занимательную книгу для семейного (истории все возрасты покорны) чтения, где исторические портреты и этюды соседствуют с источниками разных эпох и различного жанра — от объемных мемуаров и дневников до частных писем, деловой документации, комментариев и библиографии».

Автор не скрывает своих предпочтений и в предисловии ясно излагает свои принципы: «…Не разоблачать, а говорить правду о нашем прошлом, дать читателю и зрителю для самостоятельных размышлений исторические факты и архивные документы».

Сегодня, несмотря на значительный комплекс опубликованных материалов, невозможно изучение масонства без большой дополнительной работы в архивах. Поэтому весьма ценно, что сборник открывает раздел «Листки из масонской „архивы“». Представленные в нем обряды и уставы, клятвы и присяги, речи, стихи и песнопения читаются с огромным интересом, а главное, действительно дают пищу для самостоятельных размышлений, выводов и оценок.

Впрочем, от глаз внимательного читателя не может укрыться, что Вс. Сахаров не всегда следует заявленным идейным принципам, поскольку в представленных далее очерках не ограничивается историко-биографической характеристикой своих героев, последовательно выстраивая общую концепцию, которая должна раскрыть место масонства в истории русской духовной культуры.

Вс. Сахаров исходит из широко распространенных в современной литературе (преимущественно либерального толка) представлений о том, что «Российское государство и общество всегда были сословно-феодальными» и даже подчинялись «„вертикальной“ тоталитарной схеме»; что «менее всего здесь ценится отдельный конкретный человек, его пренебрежительно именуют „человеческий материал“», и поэтому «говорить о каком-то общественном мнении в такой суровой исторической ситуации не приходится»; что «здесь не находится места частной духовной жизни, живой вольной мысли».

Что еще можно добавить к этим авторским характеристикам? Все совершенно ясно и недвусмысленно: «заскорузлая российская действительность» предстает эдаким «темным царством» с «духовной сухощавостью» и «циничным чиновничье-номенклатурным мышлением», в котором лучом света становятся не кто иные, как масонские братья, этот «цвет образованных сословий», «чистые душой мудрецы», «идейные мученики», истинные и мужественные борцы с бездуховностью, формализмом и тоталитаризмом, проводники так называемого «просвещенного мистицизма Александровской эпохи».

Как видим, автор явно симпатизирует русским масонам, впрочем, прекрасно понимая, что масонский орден «отнюдь не был сообществом безгрешных идеалистов, он жаждал стать „второй властью“ в феодально-деспотической Российской империи, вел большую и опасную политическую игру (за что и поплатился впоследствии), успешно занимался коммерческой и финансовой деятельностью, издавал множество книг и журналов, имел тайные связи с „братьями“ в Швеции, Англии, Германии». Вс. Сахаров подтверждает это многочисленными фактами, среди которых, к примеру, участие масонов в заговоре против Петра III и Павла I или книгоиздательская деятельность Н. И. Новикова, А. Ф. Лабзина. Однако «благородное увлечение» автора защитой «живой вольной мысли» все-таки не позволило ему сохранить необходимую и в научно-популярном издании критичность. По существу Вс. Сахаров, несмотря на заявленные во введении принципы, предлагает читателю интеллигентский миф о русской истории, в которой свободомыслящее, интеллектуальное меньшинство ведет настоящую священную войну с тоталитарно-деспотическим государством.

Но так ли все просто и однозначно? Думается, нет. Красивой мифологической схемой не стоит подменять историческое многообразие российской действительности. И в этом заключается главный недостаток работы, достоинства которой, тем не менее, бесспорны. Поэтому искренне рекомендую эту интересную и занимательную книгу. Ее чтение доставит истинное наслаждение любителю русской старины, перед которым приоткроются страницы истории одной из самых закрытых и таинственных организаций.

Дата публикации:
Категория: Рецензии
Теги: Всеволод СахаровМасонство
Подборки:
0
0
5394
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь