Международный фестиваль тихой музыки «Тени звука»

Цель музыки — молчание.
К. Малевич

23–25 июня в Санкт-Петербурге, на сцене Галереи Экспериментального Звука (ГЭЗ-21) пройдет фестиваль «Тени звука». Музыканты из Аргентины, Австрии, Финляндии, Японии, Норвегии, Красноярска, Астрахани, Санкт-Петербурга и Москвы в течение трех дней и ночей будут импровизировать и проводить мастер-классы.

Сохраняя статус экспериментальной площадки вот уже одиннадцать лет, ГЭЗ не только служит лабораторией новых выразительных звуковых средств, но и провоцирует события, которые способствуют развитию музыкального мышления — как участников (музыкантов), так и наблюдателей процесса (слушателей). Здесь всегда очень чутко относятся к новым тенденциям, обогащающим звуковую палитру современности.

Нынешний фестиваль исследует относительно новый феномен европейской музыки. Тишина и пауза все более осознанно используются современными композиторами и исполнителями. Со времен Просвещения, когда импровизация стала вытесняться из композиторского и исполнительского обихода, способность к свободному звукоизвлечению вытравливалась из музыкального сознания. Вместе с ними исчезла и «медитативная», «созерцательная» составляющая звучания. Значимое возвращение в европейскую музыку цезур, пауз, тишины, было ознаменовано появлением культового уже теперь произведения: 4’33″ Джона Кейджа (четыре минут, тридцать три секунды тишины), а происходило под знаком возрастающего интереса к музыке Востока.

Обе эти тенденции стали для нас объектом исследования. Программа фестиваля «Тени звука» составлена так, что даст довольно полную картину того, как сегодня западное сознание осваивает и усваивает принципы импровизации, присущие восточной музыке.

Для этого мы пригласили ведущих музыкантов Востока и Запада выступить перед петербургской публикой. Так, норвежская группа «Streifenjunko» — лидеры европейского экспериментального импровизационного движения, использующие как традиционные инструменты, так и уникальную аппаратуру для создания глубокого и протяженного звукового пространства. Конно Рэйдо — напротив, продолжатель многовековых традиций школы Кинко рю, ученик знаменитого Аоки Рэйбо, играющий на сякухати (японская флейта). Всех участников фестиваля объединяет интерес к тому, как говорит с нами тишина.

23 июня, среда

20:00. Философское кафе. «Поэтика тишины в отечественной музыке 70 — 90-х гг. ХХ века» доклад И.М. Некрасовой. Обсуждение.

24 июня, четверг

15:00. Лекция Алексея Лапина. «Звуковые микроскопы: озвучивание акустических инструментов в концертных условиях, студийная запись».

1 отделение, 19:00 — 23:00. Деревянные Растения (СПб), Zentaku (Москва), Николай Судник и Вячеслав Гайворонский (СПб), Лусио Капече (Аргентина).

2 отделение, 00:00 — 04:00. Игры и сны (СПб), Ричард Дойч (Австрия), Атанорэ.Творческое объединение импровизаторов (Красноярск), Юхо Лайтинен (Финляндия), Цагаан Тал (СПб), LAK (СПб).

25 июня, пятница

15:00. Мастер-класс: японская флейта сякухати. Конно Рэйдо (Япония) и Александр Ивашин (Москва)

1 отделение, 19:00 — 23:00. Конно Рэйдо (Япония), Александр Ивашин (Москва), Георгий Мнацаканов (Москва), Дмитрий Калинин, Алексей Подобед (СПб), Melonoise (СПб), Streifenjunko (Норвегия).

2 отделение, 00:00 — 06:00. Les Phares (СПб), Ksandr (СПб), Jane McFuckedy (СПб), Empty_set (СПб), Mуcelium (СПб).

Фестиваль продолжится тремя концертами в июне:

26 июня, суббота, 20:00

Testicle Hazard (Норвегия — Финляндия)

Bimka (СПб)

28 июня, понедельник, 20.00

Антоно Колосов, Ольга Носова, Катя Рекк, Алексей Борисов (Москва), + специальные гости из Санкт-Петербурга (список уточняется)

29 июня, вторник, 20:00

Синдре Бъерга и Ян-Мортен Иверсен (Норвегия)

Галерея экспериментального звука:
АРТ-ЦЕНТР «ПУШКИНСКАЯ 10»,
Лиговский пр.53, Музейный флигель, 3-й этаж.

О музыкантах и лекторах:

Конно Рэйдо/Konno Redoh (Япония)
принадлежит школе Кинко рю и был учеником Аоки Рэйбо. На концерте в ГЭЗ-21 будут исполнены пьесы Котен Хонкёку. Пьесы стиля хонкёку секты Фукэ (сохранилось 30-40 пьес) выражают идеи дзэн-буддизма. Хонкёку школы Кинко использует репертуар фукэ сякухати, но придает манере их исполнения больший артистизм.
http://homepage2.nifty.com/shakuhachi-reido/profile.htm

«Streifenjunko» (Норвегия)
Streifenjunko" проект двух выпускников Джазовой консерватории Тронхейма. Эвинд Лоннинг и Эспен Рейнертсен создают интересную музыку, используя особые приёмы извлечения звука на традиционных инструментах — тенор-саксофоне и трубе. Проект «Streifenjunko» сотрудничал со множеством известных музыкантов — такими, как Кит Роу, Тетузи Акияма, Тоши Накамура, Кристиан Валюмрод, Сидсель Эндресен и видеохудожником Кжель Вьоргингем."Streifenjunko" в течение последних двух лет гастролируют в Японии, Африке и Европе, выступили на многих престижных музыкальных и театральных фестивалях.
http://www.streifenjunko.no/site

Лусио Капече/Lucio Capece (Аргентина)
Выступит с слоьной программой «Марфа» по мотивам фильма А. Тарковского «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев»). Лусио использует шрути-бокс — electronics, препарированные сопрано-саксофон и бас-кларнет.
http://luciocapece.blogspot.com/2009/05/marfa-solo-piece.html

Юхо Лайтинен/Juho Laitinen (Финляндия)
Виолончелист, импровизатор, композитор, писатель и педагог, Лайтинен выступает в качестве солиста и музыканта в составе камерных оркестров, преподает в Академии Сибелиуса. С особым интересом относится американскому и европейскому авангарду — его репертуар включает произведения Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена, Джачинто Шелси и других. Работал с Джоном Зорном, Эллиоттом Шарпом и Христианом Вольфом. Также исполняет барочную музыку. Закончил в консерваторию Турку и Королевский колледж музыки в Лондоне, учился в Риме и Нью-Йорке у Тимо Ханхинен, Джерома Перно и Петра Котика. В настоящее время работает над докторской диссертацией в Академии Сибелиуса по теме: «Инновации 1920-х в музыке для виолончели»
http://www.juholaitinen.com

"Деревянные Растения"/"Wooden Plants" (Санкт-Петебург)
Илья Белоруков — альт-саксофон, флейта,
Дмитрий Кротевич — тромбон,
Андрей Поповский — акустическая гитара, объекты
Сверхтихая акустическая музыка, построенная на тончайших нюансах необычного извлечения звуков. Шорохи, скрипы, стуки, обертона составляют неравномерные поверхности-соноры

«Zentaku» (Москва)
Zentaku-Do — это Путь постижения гармонии мира, его законов при помощи флейты Zentaku. Zentaku — это медитативная флейта, созданная по принципу дзэн-флейт (Хотику, Кётаку). В основе ее музыкального строя лежит пентатоника, а звукоизвлечение является характерным для традиционных дзэн-флейт.
«Атанорэ». Творческое объединение импровизаторов (Красноярск).
Антон Мизенко — гитара, электорошумовой генератор.
Андрей Москвитин — гитара.
Надежда Горохова — гитара, перкуссия.
Слоган: «Сибирь для того, чтобы слышать».

LAK «Dictys» (Санкт-Петебург).
Сольный проект Михаила Кулешина. Записи сделанные в разных местах и в разное время на диктофон. Вступает бас-гитара, иногда в самых неузнаваемых обработках....
http://vkontakte.ru/club16425780

«MELONOISE» (Санкт-Петебург)
Появление группы «MELONOISE» является непосредственным продолжением нойзовых четвергов в клубе «Фишфабрик», проводимых А.Плюсниным в 2004г.
Дмитрий Тыквин — кото, сякухати, варган и др.
Константин Оганов — труба, фанофон, таз-бас.
Владимир Григ — гитара, клавишные и др.
Основной эстетической задачей «MELONOISE» является поэтизация окружающего звукового пространства. Выступление группы сравнимо с демонстрацией кинофильма, только процесс его создания происходит в реальном времени, а вместо видео на первый план выходит аудио ряд.
Группа активно представляет себя в формате инновативного искусства.
http://vkontakte.ru/club1244150

«Les Phares» (Санкт-Петебург)
Илья Белоруков — альт-саксофон, лэптоп
Мария Григорьева — электроскрипка, электроника
«Студентка консерватории, Мария успела организовать и сольную карьеру скрипачки, и свой ансамбль современной музыки, прослыв одним из лидеров современной музыки самого последнего поколения. В ее руках — скрипка традиционная и скрипка электронная. Электроника и электроакустика — территории, ее увлекающие и питающие композиторскую фантазию. Она никогда не повторяется — всегда разная, заражающая и поражающая многообразием форм своего творчества поклонников, которые готовы слушать ее, как верные посвященные. Своими кумирами Мария называет минималистов Стива Райха и Джона Адамса. Второй участник проекта «Les Phares» — саксофонист Илья Белоруков. Он наиболее активен в направлениях свободной импровизации, фри-джаза, шумовой музыки, электроакустики. Владимир Дудин, Free-Time
http://www.myspace.com/lesphares

«Ksandr» (Санкт-Петебург)
проект существует с 2004 года, изначально создавался для исследования звуковых колебаний и их воздействия на слушателя. В композициях присутствуют случайные полевые записи, отстраненные синтетические ритмы, звук аналоговых синтезаторов и различных самодельных устройств.
http://www.myspace.com/ksandrproject
http://www.lastfm.ru/music/Ksandr+Project

«Цагаан Тал» (Санкт-Петебург)
Этномузыкальный проект, посвящённый традиционной этнической музыке и живым народным инструментам Сибири, Монголии, Японии. Морин-хуур,сякухати, хомус, шаманские воззвания, народные песни, лютый дзен под японскую бамбуковую флейту и горловое пение — вот неполный список того, на чем строится творчество группы. Эксперименты со звуком и аранжировками — средство, цель — показать красоту живого звука. «Цагаан Тал» в переводе с монгольского — «белая степь». Белая степь, белая дорога — там, где ты можешь ехать без препятствий куда угодно,это добрый путь. Недаром у монголов принято желать в напутствие белой дороги.

«Empty_set» (Санкт-Петебург)
Органичное сращивание абстрактных звуковых структур, синтез и поддержание равновесия внутри возникающей звуковой среды — это те процессы, которые обуславливают ход и логику действий Empty_set. В этом пространстве не осталось места высокотехничным музыкальным приемам, звук больше чем эго и способен полностью его в себе растворить.
Илья Белоруков — лэптоп. Саксофонист, работающий в направлениях свободной импровизации, фри-джаза, шумовой музыки, электроакустики.
Андрей Ломакин — объекты, гитара. Экспрессивный импров — гитарист, экспериментирующий в рамках шумовой музыки, предельно акцентирующий внимание не на субъективном самовыражении в рамках определенной эстетической системы, а на достижении максимальной импровизационной свободы с доминирующим фактором спонтанности.

Александр Ивашин (Москва)
Александр Ивашин (Москва) — дипломированный учитель школы Кинко (в России таких только трое). Преподает в классе сякухати при Московской Государственной консерватории, а также онлайн. Среди учеников — японцы из посольства в России. Играет на сякухати с 1998-го года. Обучается у нескольких сэнсэев. Диплом первой степени Александр получил от мастера Кохэя Семидзу школы «Котику-кай» в традиции Кинко-рю. Выступает с концертами в городах России и за рубежом. Был приглашен для совместных выступлений японскими мастерами сякухати: Аоки Сёдзи (сын национального сокровища Японии Аоки Рэйбо), Окадо Митиаки и Рётей Нисимура, и др.
Сдал за 10 лет 12 ежегодных экзаменов в школе Кинко, поднимаясь со ступеньки на ступеньку к вершине мастерства. Записей своих выступлений не делает, так как считает свою игру еще не совершенной.
http://shakuhachi-ru.com

Георгий Мнацаканов (Москва)
С флейтой сякухати познакомился в 1995 г., начав заниматься у Ом Пракаша (Германия), ученика одного из старейших в Японии мастеров сякухати Коку Нисимура. В 1996 1999 гг. заочно обучался у Дай Си Хана школы Мэйан Ронни Ниогэтцу Сэлдина (США). В 1998г. посещал семинары Коку Нисимура и Иккэи Нобухиса Ханада в Германии. В том же году присоединился к ансамблю японской классической музыки «Wa-on». С 2000 г. при непосредственном участии Георгия Мнацаканова был основан ансамбль «Wa-on-exp» (с 2005 «PanAsian Ensemble»). Георгий Мнацаканов — ведущий исполнитель «PanAsian Ensemble», в составе которого выступает на различных площадках Москвы и других городов исполняя как традиционную японскую классическую музыку, так и современные экспериментальные композиции.

Дмитрий Калинин (Москва)
В 2002 закончил московскую консерваторию как композитор. С 1995 изучает традицию игры на японской цитре (кото) и флейте сякухати под руководством Кейко Ивахори (кото) и Кохей Симидзу (сякухати). В 1997 1998 годах стажировался в Шанхайской консерватории по классу гуджень (китайская цитра) и цитры-цинь.В 2008-2010 изучал в Японии традиции хотику (под руководством Окуда Атсуя) и кётаку (рук. Агар Ноири). Исполняет классическую японскую музыку и музыку собственного сочинения.

Алексей Подобед (Санкт-Петебург)
«Моя музыка — это отказ от собственно композиторской практики, замена её синтетической практикой, забытой на Западе в Новое время, где роль композитора растворяется. Процесс творчества не тождествен созданию новых продуктов.
Например, „Дискотека на Сириусе“ — не произведение в привычном смысле слова, а свод правил, согласно которым музыкантам следует музицировать. Это комплекс стереотипных схем, сценариев и клише, на основании которых можно всякий раз сочинять эту композицию заново. Подобный феномен, как известно, встречается в устно-профессиональных традициях Востока: раге, макоме, мугаме, и т.п.». А Подобед

«Mycelium» (Санкт-Петебург)
http://www.myspace.com/micelium

«Jane McFuckedy» (Санкт-Петебург)
Дуэт создан в 2008 году в рамках фрик-рок-группы «Лица Мацы», вскоре прекратившей своё существование. За без малого 2 года существования превратились в самостоятельный электроакустический состав. Используют расширенные техники игры на инструментах, семплирование и «найденные звуки». Сотрудничают с представителями различных видов искусств (видеоарт, поэзия, немое кино).

Инна Михайловна Некрасова (Астрахань)
Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии). Является автором ряда научных статей и докладов
«По ту сторону звука: феномен тишины в музыкальном искусстве ХХ века». Тишина трудно поддается какой-либо классификации, сопротивляется попыткам уложить ее в строгие рамки схем и теоретических моделей. Однако степень влияния тишины на все уровни музыкальной композиции столь значительна, что оправдывает стремление уловить законы «самой населенной из всех гармоний» (Р. Роллан). Ведь осмыслить поэтику тишины — значит, не только расширить представление о музыке, но задуматься о том, что за музыкой.

В продолжение фестиваля до конца июня состоятся еще три концерта:

26 июня, суббота, 20:00
Testicle Hazard (Норвегия — Финляндия)
Lasse Marhaug — electronics
Tommi Keranen — electronics
http://hazard.anoema.com
Bimka (СПб) — электронный проект Макса Позина, организован в 2000 году. Исследует звуковое пространство по большей части в русле контролируемой алеаторики. Важную роль в создании материала играют самодельные аналоговые и цифровые устройства.

28 июня, понедельник, 20.00
Антоно Колосов (бас) — группы Синкопированная Тишина, Яд, Division By Zero,
Ольга Носова (ударные, голос) — Синкопированная Тишина, Яд, Motherfathers, Astma, etc,
Катя Рекк (синтезатор) — Division By Zero.
Алексей Борисов (гитара, электроника) — Ночной Проспект, Волга, Ривущие Струны, F.R.U.I.T.S., Astma, etc, + специальные гости из Санкт-Петербурга (список уточняется)

29 июня, вторник, 20:00
Синдре Бъерга и Ян-Мортен Иверсен (Норвегия)
Синдре Бъерга и Ян-Мортен Иверсен — известные в норвежском андеграунде деятели. Помимо того, что они записывают как сольные, так и совместные альбомы, каждый из них имеет собственный лэйбл (соответственно Gold Soundz и Tibprod). Начав работать всего 5 лет назад, они дали чуть ли не полсотни концертов и выпустили столько же релизов, однако практически все — на CDR, очень малым тиражом.
Находясь под влиянием панка, краут-рока, авангарда, эмбиента, поп/рок-музыки и т.д., они постоянно записывают новый материал и всегда готовы предоставить что-то для издания, однако крупные лэйблы почему-то не горят желанием их продюсировать. Так что остаётся им издаваться самостоятельно, а также прибегать к помощи таких же деятелей андеграунда в лице лэйблов Editions Zero, Audiobot, Foxglove, Blackest Rainbow, Carbon Records и российского Abgurd. Недавно лэйбл Gold Soundz выпустил альбом «(Go With The Flow) Like A Twig On The Shoulders On A Mighty Stream» — по сути их дебютный CD, сборник лучших треков из их огромного каталога прошлых релизов. Много гитарных звуков, lo-fi электроники, искажающих эффектов, дроун-эмбиента и минимализма... В Москве Синдре Бъерга выступит в программе фестиваля «Шум и Ярость», традиционно проводящегося в июне.
www.myspace.com/sindrebjerga

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Подборки:
0
0
4310
Закрытый клуб «Прочтения»
Комментарии доступны только авторизованным пользователям,
войдите или зарегистрируйтесь