Выставка невоспроизводимых фотографий «Билингва»

Лофт Проект ЭТАЖИ и галерея Формула представляют
Выставка невоспроизводимых фотографий «Билингва».
Авторы: Екатерина Сытник, Елена Михновская, Дмитрий Проворотов, Александр Черногривов, Кирилл Бугаев, Анна Асеева, Александр Китаев, Валентин Самарин.
Экспозиция со 2 апреля по 14 мая

«Так называемое «актуальное искусство», ставшее частью конвейера по производству химер, потеряло сущностные для искусства благородство и возвышенный смысл. Его стратегии «пиарта» и капитуляции перед невзгодами противостоит романтизм и концентрированная генерация энергии. Где-то на периферии рыночной вакханалии, там, где жизнь и практика творчества нераздельны, сохраняются и производятся формы настоящего искусства. В середине 1990-х, на фоне торжества масс-медиа, эти тенденции обрели самоназвание «новая серьезность». В Петербурге среди поколения 20-30-летних носителями пассионарных энергий, творцами, занимающимися своим делом потому, что несмотря на отсутствие практической выгоды, ничем другим они заниматься не желают, нынче оказались фотографы. Причины такого положения вещей можно видеть в близости творчества этих художников к практике и технике (фотографии). Большая часть ХХ в. прошла под знаменем пафоса Вальтера Беньямина и серийной фотографии. К началу нового тысячелетия, на фоне повсеместного распространения «цифры», ч/б фото уже становится признаком элитарности и здорового консерватизма. Данная выставка — попытка обозначить современное состояние традиционной «петербургской фотографии» — искренних бессребреников, занимающихся серебряной печатью. Это Анна Асеева, Кирилл Бугаев, Елена Михновская, Екатерина Сытник, Дмитрий Провоторов, Александр Черногривов.

Их праведное служение искусству осеняют два представителя старшего поколения: Валентин (Мария Тиль Вальгрек) Самарин — задорный кудесник фотоалхимии и Александр Китаев — педагог-подвижник и мастер изысканных нюансов.

Девизом/аллегорией представленной выставки фотографы взяли термин «билингва». Он подразумевает как неоднозначность внешних эффектов их произведений, могущих, например, балансировать на грани собственно фотографии и живописи, так и семиотическую многослойность их образного ряда. Повышенная фактурность этих произведений наводит на парадоксальные размышления о «трэше как роскошном», «простом как глубоком», «молодежи как мудрецах»...

Всех представленных на выставке мастеров объединяет как сюжетная сконцентрированность на мотиве тела, так и особо выразительная, рукотворная пластика их работ, позволяющая говорить о них, как телах самих по себе — произведении, как процессе и организме. Установка на произведение, как уникальный шедевр, а не серийный продукт соответствует этике таинственного чуда и волшебства. Ставятся фундаментальный вопрос о принципиальной «энергоемкости» фотографии — ее способности фиксировать, а затем «транслировать» состояние творца и сопутствующие космические резонансы. Фотографический отпечаток превращается в драгоценность, что в большинстве представленных работ подчеркивает эффект «патины времени». Отсчет возникновения эстетики «исторического» шедевра обычно ведется с известного анекдота о Микеланджело, отколотившего фрагменты от своей скульптуры и закопавшего его в землю для придания соразмерной древней классике фактуры. В современных условиях, когда ни идеология, ни форма, не могут «отвечать» за смысл произведения искусства, на передний план выходят его «внелитературные» интонации и фактуры. На этом пути новейшая петербургская фотография достигла виртуозных эффектов, когда отпечаток может быть рассматриваем со всех сторон и на просвет. Так же, при всем творческом азарте, доходящем до фотофанатизма, когда художник буквальным образом впечатывает свое тело в снимок, эта школа обладает своим узнаваемым лирическим настроением, медитативной созерцательностью и тонким, несколько меланхоличным остроумием.

Обычно в своих интервью известные фотографы-профессионалы любят пройтись по современному массовому увлечению фотографией, и подчеркнуть отличие фотохудожника от любителя. Здесь не место обсуждать этот казус, но по сути речь идет о вещах магического свойства. Кто умеет увидеть (почувствовать) ауру вещи, человека, ситуации? Кто умеет вступить с ней в контакт, используя камеру — технический «протез»? Это всегда определенная душевная изощренность (или наоборот наивность) и обладание покровителем из запредельных небесных сфер. В таком случае создание фотографии совпадает с молитвенным ритуалом, а ее творец превращается в «кисть божью», орган, источающий красоту"

Андрей Хлобыстин

Лофт Проект ЭТАЖИ, Лиговский пр., 74
Галерея Формула

Дата публикации:
Категория: Анонсы
Теги: Лофт Проект ЭТАЖИ