Итоги конкурса «Слово года»

«Антикризисный», «зомбоящик», «медвепутия» — таков портрет 2009 года по результатам акции «Слово года». «Выражением года» стали: «вторая волна кризиса», «крепкое кофе», «голодообразующее предприятие». Слова-символы 2009 года определены народным голосованием, которое проходило на рекомендательном портале Имхонет (www.imhonet.ru) при поддержке Центра развития русского языка, РОЦИТ, «Новой газеты» и «Комсомольской правды».

Кроме того названы слова-победители в номинации «Словотворчество»: «нехоть» — состояние, когда ничего не хочется, «брехлама» — реклама, которая брехня и хлам, «нанА-технологии» — предвыборные подачки; и «Словосеть» (слова про Интернет): гуглик, френдеж, вампьютер. Номинация учреждена по инициативе РОЦИТ.

«Слово года» — это проекция умонастроений людей, своего рода индикатор экзистенциального пульса общества. Возможно это не столь четкий критерий, как валовой национальный доход или индекс человеческого развития, но слова тоже представляют собой полезный «контрольный список. — Отмечает Александр Долгин, профессор ГУ-ВШЭ, управляющий рекомендательным порталом Имхонет, на котором проходит акция. — Первое, что обращает на себя внимание — преобладание слов со знаком минус. Если в номинации «Слово года» сгруппировать слова-полуфиналисты по принципу позитивной и негативной окрашенности, то получится 33 против 5. «Надежда», «инновация», «возрождение», «перезагрузка» в глубоком меньшинстве по сравнению с «аварией», «девальвацией», «сокращением», «дном» (кризиса) и проч. В «Выражении года» в полуфинал вообще не вышло ни одной положительной по смыслу фразы, сплошь: «голодообразующее предприятие», «дезавуировать народ», «борьба с коррупцией», «вторая волна кризиса». Кризисная тематика занимает чрезвычайно много места по сравнению с Европой и США — 7 слов из 20, если судить по финалу номинаций «Слово года» и «Выражение года», т.е. порядка 30 %. — Продолжает Долгин. — На Западе кризисные слова тоже проскальзывают, но их считанные единицы. Например, в США это zombie bank — банк, живущий за счет поддержки государства, в Германии verzockt — «профукать» (употребляется в сообщениях о рискованных банковских сделках) и Rettungsschirm — «стабфонд». Выражением-2009 названа «вторая волна кризиса», на третье место вышло «голодообразующее предприятие» (каламбур Антона Ореха в «Коммерсанте»). «То, что в народном голосовании победило слово „антикризисный“ означает, что массовое сознание, уповая на „антикризисное“, все еще остается в плену психологии кризиса», — добавляет Михаил Эпштейн, филолог, философ, руководитель Центра творческого развития русского языка, куратор акции «Слово года».

Параллельно с народным голосованием слова и выражения 2009 года выбрало профессиональное жюри. Здесь набор слов иной: лидером стала «перезагрузка», второе место — дуумвират + тандем, третье — ЕГЭ. Выражением года названо «дезавуировать народ», далее идут «новые бедные» и «свиной грипп».

Номинация «Словотворчество» ориентирована на целенаправленную работу над русским языком. «В свое время словотворчеством занимались Ломоносов, Карамзин; Владимир Даль, сочинивший десятки тысяч русских слов и выдавший их за уже существующие в своем словаре; Велимир Хлебников, Андрей Белый, Игорь Северянин, Владимир Маяковский», — напоминает Михаил Эпштейн. Тот факт, что второе место в «Выражении года» заняло «крепкое кофе» — чисто лингвистическое новшество — указывает на то, сколь важен язык для саморефлексии общества, для осмысления себя с помощью слов. Симптоматично, что в номинации «Словотворчество» победителем стало слово «нехоть» (состояние, когда ничего не хочется).

«Долю позитива в российскую лингвистическую картину мира внесла номинация «Словосеть», в которой собраны новые слова про Интернет. Здесь тоже встречаются «вампьЮтеры» и «виртомАны», но в полуфинале конструктивные месседжи преобладают в пропорции 22 к 8. — Обращает внимание Алексндр Долгин. — Хотя и здесь российские и западные тенденции противоположны. Например, в США победило слово «unfriend» (расфрендить, исключить из друзей), а у нас лидирует «френдеж» (наращивание числа друзей в соцсетях). Т.е. у американцев уже наступила стадия критического отношения к социальным сетям, в России она еще впереди. Поэтому закономерно, что в ТОПы поднялось такое слово, как «ничность» (виртуальная, зазеркальная личность), в которой одновременно слышится и ник, и ничто.

НоминацияНародное голосование на imhonet.ruПрофессиональное жюри
Слово 2009 года
  1. антикризисный — 29,4%
  2. зомбоящик — 27,2%
  3. медвепутия — 26,4%
  1. перезагрузка
  2. ЕГЭ
  3. дуумвират + тандем

Жаргонизм года: зомбоящик, объЕГЭрить, фуфломицин
Выражение 2009 года
  1. вторая волна кризиса — 24,4%
  2. крепкое кофе — 21,9%
  3. голодообразующее предприятие — 19,8%
  1. дезавуировать народ
  2. новые бедные
  3. свиной грипп
Словотворчество — неологизмы—2009
  1. нЕхоть — состояние, когда ничего не хочется — 23,4%
  2. брехлАма — реклама, которая одновременно брехня и хлам — 21,6%
  3. нанА-технологии — предвыборные подачки — 21,3%
    нанА-технологии
  1. брехлАма
  2. держАвничать — вести себя державно или великодержавно
Словосеть — слова про интернет
  1. гУглик — единица известности в интернете; новейшая информационная валюта — 30.01%
  2. френдёж — механическое расширение списка друзей, «фрэндов» — 28,3%
  3. вампьЮтер (от нем. vampire и англ. computer) — компьютер по отношению к человеку, впавшему в компьютерную зависимость — 17,3%
  1. гуглик
  2. вампьютер
  3. Осетить — вывесить, опубликовать, издать в сети; осетенЕть — срастись с сетью, «запасть» на нее; осетенЕлый — наркотически зависимый от сети

В экспертный совет входят: писатели и поэты — Марина Вишневецкая, Светлана Кекова, Анатолий Курчаткин, Григорий Марк, Татьяна Щербина; филологи и лингвисты — Ольга Глазунова, Людмила Зубова, Максим Кронгауз, Валерий Мокиенко, Наталья Фатеева; философы, культурологи — Григорий Тульчинский, Михаил Эпштейн (председатель совета).

Досье:

Конкурс «Слово года» очень популярен в США, Франции, Германии, Японии... В США уже подведены итоги этого года — победителем стало слово «unfriend» — расфрендить, исключить из друзей. В Японии выражением года выбрали «сэйкэн-котай», в переводе на русский — смена правительства, смена власти (на выборах в нижнюю палату Японии победила оппозиционная партия демократов, что привело к смене власти в стране). В Европе слова-победители будут названы в середине декабря.

В России конкурс «Слово года» впервые проходит публично, для чего на рекомендательном сайте Имхонет (www.imhonet.ru) создан клуб «Слово» (ранее «Слово года» выбирали только силами экспертного сообщества). Курирует акцию Михаил Эпштейн — филолог, философ, профессор теории культуры Университета Эмори (США), руководитель Центра творческого развития русского языка. Конкурс проводится по нескольким номинациям: «Слово года», «Выражение года» (слова и выражения, передающие основной нерв 2009 года), «Словотворчество» (конкурс, ориентированный на развитие русского языка), «Словосеть» (новые слова про Интернет). По итогам акции сформированы два списка — народный и по версии экспертов.

Чем актуальна эта акция? «Бытует мнение, что язык как-то сам собой рождается в народной толще. Но это не так, — отмечает Михаил Эпштейн. — Слова „чертеж“, „созвездие“, „кислород“, „промышленность“, „чувствительность“ придумали мыслители XVIII — Ломоносов, Карамзин. Кроме того акция „Слово года“ направлена на то, чтобы общество включилось в процесс саморефлексии, осознало себя через слово, составило словесный портрет своего времени». Ведь язык — часть культуры, часть ментальности, часть геополитической конкуренцией народов...

Дата публикации:
Категория: Анонсы