В кущах звёздных миров

В кущах звёздных миров

Бедная Девушка, передавшая мне огненный факел, коим я освещаю поэтическую петербургскую вольницу, как-то написала в журнале «Петербург на Невском», что я изо всех сил стараюсь быть поэтом. Помнится — таковая формулировка несколько меня позабавила. Как выяснилось, она не затерялась в ворохе воспоминаний.

Позволю начать себе краткое, но — как мне видится — ёмкое представление очередного фигуранта поэтической рубрики именно так.

Ащ Дущинз изо всех сил, не щадя живота своего, старается слыть поэтом. Насколько он таковым является — судить вам, многоуважаемые ценители рифмованного бреда. Ничего не буду придумывать касательно поэтики и версических способностей Аща, но историю, случившуюся с нами в юности, расскажу без утайки. Тем паче, что к истории этой, точнее — к её продолжению — причастен Болдуман, безвременно покинувший нашу грешную землю.

Ащ Дущинз, мой приятель с юности, внематочно следит за вращением колеса Фортуны. Подчас и в смысле самом что ни на есть земном и прагматичном — играя в казино. С рулеткой — материализованным воплощением божественного колеса — ему везет как раз не очень, зато в Blackjack может подфартить основательно, я был тому свидетелем.

Как у любого настоящего игрока, у Дущинза только одна проблема — вовремя остановиться. Он погружается в игру так, что почти не реагирует на воздействия окружающего пространства. Спецьяльно приставленный человек небольшим пылесосом убирает с зелёного сукна пепел, облетающий с его сигариллы. Демоны игры выглядывают из параллельного мирка, не маскируясь, в своём естественном обличье. Процесс идёт…

За карточным столом, как известно, проводили немало времени и Фёдор Михайлович Достоевский, царствие ему Небесное, и Александр Сергеевич — солнце русской поэзии.

Да вот и «…Некрасов Коля — сын покойного Алёши, / Он и в карты, он и в стих, и сам неплох на вид. Знаете его?..»

А знаете ли вы что-нибудь о пиите Дущинзе? Нет?!

…были времена, когда даже мне ничего о нём ведомо не было. Ну, болтался в солнечной лагуне клуба «Дерзание» потерпевший крушение начинающий флибустьер с подозрительно интеллигентной внешностью. Уже тогда в костюме, при галстуке, в умного вида очках. Как-то особливо себя не проявлял: девчонок — а ведь это для поэта наиглавнейшее дело — не увлекал посредством стихиков в дебри страстей, а всё больше о звёздах, вселенских мирах и человеческих проблемах галактического масштаба размышлял. Например, не давал ему покоя (да и до сих пор заставляет чесаться) печально закончившийся тандем Моцарта и Сальери. И — неспроста, думается.

Как-то, испив маленький двойной, я покуривал у «Сайгона» пахитоску. И тут откуда-то из-за угла вынырнул Дущинз (в костюмчике, естественно). С авоськой, что придавало поэту несколько комичный вид. Дальше все было почти как у Майка Науменко: «… И у него был рубль, и у меня — четыре. / В связи с этим мы взяли три бутылки вина…»

Вайн мы отправились распивать во внутренние дворы Невской першпективы, где нас после четвёртого пузыря (а мы всё-таки взяли четыре, а не три) портвейна «Три топора» упаковали доблестные работники правоохранительного медвытрезвителя. Помнится — возили нас по городу долго. Трезваки — видимо, в связи с каким-то ВАЖНЫМ праздником — были перегружены. В конце концов, нас принял на борт обыкновенный обезьянник, тоже переполненный. Посадочные места оказались наглухо занятыми. Дущинз к тому времени на ногах ещё держался, но уже при помощи верхних конечностей, которые, как и нижние, упирал в довольно нечистый пол. Таковая поза вызвала во мне прилив сострадания, и я в сердцах прогнал пару-тройку вальяжно развалившихся на лавках завсегдатаев этого «гостеприимного» заведения с насиженных мест. Когда их отвозили в амбулаторию — Дущинз уже мирно храпел, лёжа на освободившемся месте.

Обычно из обезьянника через несколько часов списывают на берег. Всех пассажиров к вечеру отпустили, а нас оставили… и всё из-за этих невоспитанных граждан, которых я сперва вежливо попросил подвинуться. Парились бы мы конкретно, если бы поутру с приходом дознавателя помято-просветлённый Дущинз не вывел разговор на звёздные орбиты. Грамотно излагал, читал соответственные стихики и даже станцевал пиратский танец на одной ноге, который впоследствии похитил злодей Гуревич и сейчас лихо выдаёт за свой собственный.

Это проникновенное поэтическое выступление перед людьми в погонах спасло нас — а точнее и честнее, меня — от заслуженных, в общем-то, 15 суток, а то и чего похлеще. Пока меня мутило после выпитого натощак (кофе не в счёт) портвешка — отоспавшийся на жёсткой скамье несломленный Дущинз показал класс. Думаю, что это был один из лучших его поэзоконцертов.

Летят годы. Но я знаю наточняк — повторись такой расклад по новой уже в наши дни — Дущинз бы вновь зажёг теми же проверенными стихиками, и нас бы всем отделением с бурными аплодисментами проводили до ментовской упаковки и развезли по домам. Портвейн, правда, мы не пьём, опасных хулиганов не бьём… и пиратский танец Дущинз больше не поёт.

Теперь у него другая пездня.

Завязав наконец окончательно и беспроворот, он решил пополнить ряды борцов за трезвость. И написал антиалкольный букварь с двустишьями примерно такого уровня:

«Алкоголизм есть враг здоровья,

Пей лучше молоко коровье!»

«Баран и тот умней живёт,

Поскольку только воду пьёт».

«Жена непьющая — то ценность,

Ты не бросай в грязь драгоценность!»

«Щука зубы поломала,

Закусить она желала» и т.д.

Он и нам с Болдуманом предлагал поучаствовать в этом проекте. Болдумаша всосав на эту тему шкалик коньячку, предложил накатать алфавитный акростих Дущинзу в ответ. Я — даром, что не пил — охотно согласился:

Огорчим тебя, Саша, но ты не грусти —

А работай над рифмой и словом!

Твой букварь — это полная шняга… прости…

Лакирнём это дело «Столовым»!

Абстинентный букварь

Алкоголик Саша Дущинз

Был поэтом, и неслабым:

В альманахи был допущен-с,

Гнал свои телеги бабам,

Добиваясь — и успешно —

Ебли с плясками и свистом,

Ёбтыть — пусть и небезгрешно

Жил он — полным похуистом,

Затравив свою печёнку

Иностранной бормотухой,

Йогой и вонючей жжёнкой*,

К бесконечному бочонку

Лихо льнул под вечной мухой —

Мы его считали — братом!

Но решил весенним утром

Он вдруг стать аристократом:

«Пить не буду — „Камасутром“

Развлекаться — тоже — наху…»

Словом, стал отнюдь не лордом —

Третьесортному монаху

Уподобился… И — гордым,

Фанфаронски-гордым шагом

Ходит нынче по отчизне —

Цаплей с абстинентским флагом —

Чвяк-чвяк-чвяк ваще по жизни!

Шняга, Дущинз! Что за шняга?

«Щука зубы поломала»…

Эк ты скурвился, бедняга!..

Юность минула, пропала

Яркость строк… Терпи, бумага!..

Дущинз в ЖЖ

Сайт АД

Стихи

* * *

Снова вечер. Огни.

Полыхают страстей пожары

На женском теле

никогда не любившей Земли.

«Горек в чужом дому хлеб», —

так сказал Феогнид из Мегары, —

чтобы плыть на закат

нужно сжечь все свои корабли.

И когда растворится в дымке лазоревой берег

Крепче матери нежной тело обнимет вода.

Ты, отважный Колумб, не открывший нежданных Америк,

Понимаешь, что плыть на закат —

это плыть в никуда.

Постигая величье немеркнущих тайн мирозданья,

Растворившись в движенье пружины, толкающей ввысь,

Плыть и плыть на багровые блики.

Так любит изгнанник,

вспоминая в преддверии ночи прошедшую жизнь.

* * *

Мы не знаем, что ждет нас. Молчит в отдалении город.

Выпьем горькое время прощаний и новых дорог.

Не поэтому ль жгучий октябрьский холод

До последнего вздоха и руки, и сердце прожег?

Не поэтому ль ты так спокойна, тиха, деликатна —

Королева, плывущая морем искать материк…

Белым взмахом платка рвется нить возвращенья обратно,

Где холодным лучом маяка сердце ночью горит.

Не поэтому ль снег засыпает усталую пашню,

Где в ходах капилляров и влага, и жизнь замерла,

И зерно остывает, и полнится смыслом вчерашним,

Чтобы, снова родившись, исполнить свой танец дотла…

Не поэтому ль реки чернеют, как в сумерках ямы,

Не поэтому ль ветер хозяином стал площадей?..

Из родной стороны все пути пролегают так прямо —

Ни поэту, ни страннику нет утешенья на ней.

Лунный лен

Вокруг поля глухие. Никто меня не ждет.

Так птица совершает свой дальний перелет.

Усталыми крылами навеет чудо сна —

И я плыву в мерцанье полуночного льна.

Я с птицами узнаю и горе, и беду,

не веря изначально в нелегкую судьбу:

Не тропами болота в тепле прожить свой срок —

Из лунных льнов нагорных сплести себе венок!

И острые алмазы легли мне на чело.

Не покорился сразу, привык — и ничего.

Свободен, и, как птица, как птица обречен,

в далекий край стремиться, где сеют лунный лен.

Последняя встреча

С.Н.М.

Нахмурясь, Сальери сидел у окна.

Окно выходило на мокрую площадь.

Осколками неба дождило с утра.

Проехал крестьянин на лошади тощей.

Дробились колеса о блеск мостовой.

Морщины Сальери ушли еще глубже.

День был от осеннего снега седой.

Провалами темного мучились лужи.

Впивалась в сознанье кривая стена.

По-прежнему небо в снежинки дробилось.

Фальшивила в старом клавире струна —

Сальери сегодня под утро приснилось.

Звук вздрогнул, запел и ушел в потолок,

Потом возвратился, реальное вывел.

Случайно достал из кармана платок.

Клавир в самом деле немного фальшивил.

Описку увидел — не тот нотный знак.

Он ясно мелодию эту услышал.

Он черточку сдвинул в закрученный флаг,

Отбросил перо и на улицу вышел.

Увидев Сальери, сверяли часы.

Ошибка — гулять выбрал новое время.

Темнело. Предвестники ранней зимы

Струились на землю — ползучие тени.

Вдруг ветер сыграл на оркестре домов,

Порывы взметнулись и дрогнули стекла.

И горло кольнуло. «Уже нездоров!» —

И быть захотелось забытым и теплым.

За дверь кабака зазывало тепло,

А в сердце смотрели небритые рожи.

Напудренный локон извился светло

И лег на жабо, как наместник на ложе.

А музыка билась, рвалась и звала,

О камни дробилась, в сознанье металась,

А скрипок зовущая в небо струна

Нездешним из мрака подвала плескалась.

И поздняя осень забылась, и снег,

И эти промозглые серые тучи…

И вдруг оборвалось… Застыл человек.

Дома нависали, как лапы паучьи.

Сальери вздохнул: «Это Моцарт играл.

Восторг кабака ему счастье земное,

Пока вдохновенья холодный оскал

Не вымучит все и оставит в покое.

Но я не завидую Моцарту. Нет!

Над музыкой сфер здесь живущий не властен,

И лучше бы нам не родиться на свет,

Чтоб жить средь сомнений, глупцов и несчастий!

Есть польза манить отходящей мечтой

Людей, что в дома закопались по крыши?

В чем смысл этой жизни? В работе пустой,

Которую мир не поймет, не услышит.

Не лучше ли крикнуть, да так, чтобы те

На миг замолчали в созвучии горнем!

Все звуки порвать на отжившей мечте,

Оставшись безмолвным, свободным и черным?»

Сальери смотрел на огни кабака.

За стеклами шумно буянили тени.

Над крышами ветра нависла река,

свивая в потоки земные сомненья.

«Усталость приходит — пора на ночлег…»

Вдруг плотные двери во двор распахнулись,

Мгновенье замедлило бешеный бег

И грянулось оземь, как лошадь от пули.

Сальери увидел, как Моцарт идет

Под руку с бродягой, нетвердой походкой,

Без шляпы, икая… «Напился, как скот!..»

Они восхищались площадной красоткой.

«Сальери! Сальери!.. Дружище, привет! —

Залитый рукав обозначил объятья. —

Смотри, вот счастливец, которого нет!»

Оперся на типа в оборванном платье…

Бессмысленным жалом ударила трость.

Бродяга завыл, обхватив мостовую.

Сальери услышал, как хрустнула кость.

Он в глаз заглянул — живодерню пустую.

Земное встречалось с небесным, их связь

Сплетала две тени на скользкой дороге…

Упавшее небо впитается в грязь

И вырастет снова бессмертьем двуногим.

Сальери уехал. Он выполнил долг.

Он должен сражаться, коль Бог обезумел.

Он грязное тело родным отволок…

А Моцарт тогда простудился — и умер.

Сальери спокойно сидел у окна.

Зима. И камин зажигать уже поздно.

И жизнь выбивала запястья струна.

И музыка билась свободно и звездно.

Евгений Мякишев