Неяркая биография

Неяркая биография

Мы с Севой шли по Фонтанке… Сева говорил, поблескивая золотыми очками:

— Даже не знаю, что тебе рассказать… У тебя такая яркая биография: отец художник, мать писатель. Ты жила в эмиграции… А моя биография — такая обычная… Родился в новостройках. В бедной еврейской семье… Родители — техническая интеллигенция. Во дворе дразнили жидом… Научился драться. В школе тоже дразнили. Бросил: ушел в ПТУ… Потом техником на завод…Там научился пить… Однажды с ребятами продали налево деталь… Ну, потом, как водится, суд… тюрьма, колония… вышел на химию. Вернулся… женился… Родился первый ребенок… Потом решил бросить завод к чертовой матери… Устроился вести кружок — в доме пионеров …

— А как ты содержал семью?

— Играл в шахматы на деньги. В Катькином садике.

Вот так у нас тут выглядит типичная неяркая биография. Такое уж тут у нас яркое место.

Куда ни плюнь — попадешь на Жестокий романс. Или в кадр из фильма «Однажды в Америке».

Турьма, судьба… Шахматы… стихи.

У Севы нынче пятеро детей. От многих разных жен. В шахматы он действительно играет великолепно. А в поэзии он ярый апологет фединькопротасовщины и прочего «ямщикнегонилошадейства». С ним хорошо пить зимней ночью в подвальчике, где наливают.

В таких подвальчиках непременно водится шахматная доска, так что можно не волноваться —деньги не кончаться…

Вот тут читать много http://seva-g.livejournal.com

А вот из последнего:

* * *

В зазеркалье зеркального шкапа,

Отражённым мгновеньем дыша,

Амальгамою по сердцу шкрябать

Может сослепу дура-душа.

Не прогонишь — её — не пригонишь,

В той симметрии что-то не так:

К ней хмельной головы не приклонишь,

Пропадёшь — за посмертный пятак.

Запятыми наивно не путай,

Отделяясь от слов и теней:

Уходи, будто с детства не пуган,

Сквозь прижизненный перечень дней.

И стихи — лишь привычка, примета;

Толк от них — никчемушный, поверь:

Ни ответа, ни зги, ни привета —

Лишь легонько прикрытая дверь.

* * *

Наполняет комнату свет,

Возвращает из темноты

И минуты, и года, и привет:

Без понтов берёт легонько на «ты».

Уверяет: как ни путай себя,

Ни крути судьбу за — что там у ней?…

Ни менжуйся, мысль вотще теребя,

Не становишься счастливей, умней.

Ночь крадёт черты из мира вещей,

И даёт намёки строить мечты,

И мосты сжигает наших речей,

Реки лет пускает вспять до черты.

На черта нам череда дней-ночей?..

Но — катаемся в качельном строю!

Я вдоль сумерек землёю ничьей

Вдруг найду ответ-дорогу — свою?..

Опять Египет

1

Я путаю время и путаю ночи на дни,

А время опять накрывает своей канителью —

И движется вспять, и нудит поминутной капелью,

Кошачьею лапой цепляя, и память саднит.

На ближнем востоке рассыпчато время течёт:

Корявые пальмы трясут опахалами листьев —

Сравнить невозможно с родной петербуржскою слизью,

Где дням у недели ведётся дотошный подсчёт.

Конечно, вернёмся: расписано наперечёт,

Останутся здесь миражи — наших судеб фантомы,

А в петле Невы, до последнего дома знакомый,

Мой город сей опус, глумливо осклабясь, прочтёт.

2

Тени вечера легли на лицо —

Это время примеряет рубцы.

Мы, Фортуны раскрутив колесо,

Воспаряем и шалеем… Глупцы!

Оставляя берега облаков,

Неба синь вверяя синьке морей,

Кормим кошек, бережёмся богов,

Даже держимся, как можем, корней.

И пока нам нипочём темь да тишь,

Паутину лет зря время плетёт —

Нет, не липнет на лице. Ты сидишь

В колесе Фортуны — первый пилот!

Приглядись: там, вдалеке — синева!

Жвачку дней, безмолвней рыбы, жуём!..

Ждёт, удавкою — сжимает Нева

Град Петров, где мы гостями живём.

3

Тот край, где море лениво ласкает берег,

А время-не-оберег чуть серебрится в ртуть,

Ты сам, сколько можешь, его забираешь в мере

Аптекарско-точной, чтоб снова себя вернуть.

Бессрочно и бережно, пятнично бредит голос —

Так пьёт муэдзин верный воздух, так ловят взгляд!..

Путь вьётся, как волос по ветру, и в нашу волость,

И мякишем белым лёг по небу след — назад!

* * *

Светлый Смольный Собор

Над смолённою рябью Невы,

Толстосумое время

Беспамятно дышит в затылок,

Но ведёт за собой —

Нет ведь равных ему рулевых!..

И во всех, и со всеми

Янтарною правдой застыло.

Вдоль по набережной

Береги каждым шагом его,

Через убыль сквозь прибыль —

Попутному ветру навстречу…

Смотрит город речной

И морской — на раба своего,

Не мигая — по-рыбьи,

Раззявив хлебало наречий.

* * *

Мне вино по здоровью, совсем ни к чему…

Можно водку и пиво, коньяк, вискарёк:

От вина кайф не в кайф моему кочану,

Из желудка рыгательствам гадкий курок

Организм спускает и не комильфо

Я себя ощущаю, а водка — ништяк!

И привычный приход, и похмелье легко

Я смакую. Винтом? Ваш карман не иссяк?

Из горла да винтом исполняю на бис,

Потому что люблю почитанье толпы.

А вино — ни к чему, говорю как артист:

Мне — водяры. В стакан! Как же люди глупы…

* * *

Годы — это решето. Пропускают понемногу…

Дни и ночи — ячеи, ты идёшь со всеми в ногу

И не в ногу, и не в руку — сны, бессонницы, порукой

Лишь слова, но только — чьи?..

Мы и сами — решета, сосчитаем ли до ста?

Где орёл, а где решётка, где малина — как с куста?

Также наши ячеи — лишь слова, но только чьи?

Сезонные зарисовки

1

Завтра — февраль.

И ещё не конец зимы.

Столько дорог в рай —

Хочешь, возьми взаймы?

Мне пока ни к чему —

Бродишь, а веры нет.

С неба — по чесноку —

Падает снег.

Время писать слова,

Водку, как воду пить.

Время, оно — молва,

Воду, как водку, лить

На жернова часов,

Вдоль на круги чувств.

Пить, как ловить число,

Вдохом на выдох уст.

Завтра — ещё зима,

Ветер бросает снег.

Хочешь сойти с ума?

Прошлое — тоже: вслед.

Вскачь через ночь точь-в-точь

Дней бумеранг летит,

До мелочей охоч —

Всюду ищи петит.

Прорепетируй рай,

Сцену возьми взаймы.

Завтра будет февраль —

Крайний месяц зимы.

2

Весь город — как в преддверии войны:

На снежный бруствер хочется забраться,

И осмотреться. Танки не видны,

И где подмога, где снаряды, братцы?

По переходам к тайным блиндажам

Спешат вполне уверенные люди,

Но: вниз, по-муравейному дрожа,

Хотя не слыша грохота орудий,

В подземный путь. Гудит укрепрайон,

А враг нейдёт, и мне смешно и жутко:

Неужто мы прошли свой Рубикон,

Но потерялись, точно Божья шутка?

3

Последний день зимы и — воскресенье,

А в понедельник, стало быть, весна

(в работе шаловливая весьма)

Возьмётся за снегов искорененье —

Надеюсь.

И высокое горенье

Нас пробудит от тягостного сна.

4

Веку век талдычил да колдовал:

«В плен года не брать, рядить — в карнавал!

Три семёрки — портвешок и очко,

А по-модному — Blackjack. Молочко

Из-под бешенной кобылы — мой век!

Так что жду привет-респект от коллег!

Мне, хотя уже de facto начхать,

Но должны они меня почитать…»

Так во сне моём — бодёр, хамоват,

Двадцать первый, от рождения — хват,

Вёл-держал беседу — чёрт заводной! —

А родной мой век молчал, как не-мой.

5

Вымерший город и вымерзший — до фонарей,

Заиндевевший дорогой-позёмкою через,

Светом случайным, прогорклым — в оконной норе,

И поседевший, как я, и зелёный, как вереск —

Розовым цветом проснётся, проспект оживёт —

Зашевелится в преддверье весны, что попутна,

Смерть обменяв на вполне адекватный живот:

Жжёнкою впустит по венам — добрейшее утро!

6

О чём говорить? Все слова — потаскухи,

А темы известны — давно и вполне,

Но эти полправды — от лени и скуки,

А ты — под волною, а я — на волне.

Махнёмся — не глядя? Конечно, братело.

«О чём…» — но вопрос календарно покрыт,

Ведь просто — без спросу — весна налетела,

И мы под волной онемели навзрыд.

* * *

А почему настоящий поэт не может быть и шарлатаном?

(из разговора)

Не давайте деньги шарлатанам,

Лучше их снесите проституткам.

Может быть поэт вором карманным,

Может он не властвовать — желудком?..

А рассудком? А фальшивить в столбик,

Различать вслепую дни и ночи?

Всё он может, как обычный гопник,

Только шарлатаном быть не хочет.

Юлия Беломлинская