Итоги Open Cinema 2010

12 сентября стали известны победители VI Международного фестиваля короткометражного кино и анимации OPEN CINEMA. Напомним, Основной конкурс проходил по четырем номинациям: «Игровое кино», «Анимация», «Документальное кино» и «Видео арт — эксперимент — музыкальное видео». Главный приз фестиваля — песочные часы ручной работы с символическим названием «Управляй временем».

Игровое кино

В этом году перед жюри под председательством режиссера Бориса Хлебникова стоял крайне сложный выбор. Впервые Гран-при за «Лучший игровой короткометражный фильм» присудили сразу двум работам.

Картина «Нора» Аллы Ковган и Дэвида Хинтона (США) удостоилась приза с уточнением «Лучшая экспериментальная работа». Реальные события жизни танцовщицы Норы Чипаумире переданы языком танца. Фильм снят в Южной Африке.

Лента «Северная дорога» режиссера Карлоса Чаина (Ливан — Франция) получила высшая награду как «Лучшая традиционная работа». Картина о 35-летнем Кариме, живущем во Франции с ранней юности. Впервые за долгие годы он возвращается в Ливан, чтобы перевезти останки отца, умершего во время войны, из Бейрута в родную деревню.

В категории «Игровое кино» особо отмечены:

  • фильм «Птахи» Рунара Рунарссона (Дания) — «За невинность». События картины разворачиваются длинной летней ночью. За несколько часов компания молодых ребят перейдет из мира детства и невинности в мир взрослых. Главный герой — застенчивый подросток, влюбленный в сверстницу, подругу своего товарища.
  • фильм «Ракоход» Николая Соколова (Россия) — «За легкость взгляда». Два старшеклассника собираются отомстить хулиганам, обидевшим одного из них, и готовят самодельную бомбу-хлопушку.
  • фильм «Комментарий» Роберта Кэмбринуса (Великобритания) — «За остроумное нарушение табу». По ходу действия фильма режиссёр комментирует за кадром свое собственное творение. И пока он шаг за шагом разбирает процесс съемки, рождается совсем иная история.

Специальный приз от журнала «Русский репортер» получила игровая лента «Черновик» Тимофея Жалнина (Россия). Провинциальная актриса Ирина принимает участие в пробах на роль в один из столичных театров. Для этого ей необходимо выслать видеозапись с произвольным отрывком. В тесной комнате коммуналки Ирина устанавливает камеру и начинает запись.

Анимация

«Лучшим анимационным короткометражным фильмом» безоговорочно стал «Со вечора дождик» Валентина Ольшванга (Россия). На создание 15-минутной рисованной сказки «о том, как Дед случайно поймал Русалку, пригрел ее у себя на печи, и о том, к чему это привело» ушел не один год ручной работы.

Специальным призом награждена анимационная картина «Злой дядя» Аниты Кили (Норвегия) — «За желание изменить жизнь». После гибели любимой рыбки мальчик по имени Бох, дав волю своей фантазии, начинает действовать.

Оргкомитет фестиваля отметил фильм «Солнце астронома» Саймона Картрайта и Джессики Коуп (Великобритания) — «За мистерию освобождения». Молодой человек в компании загадочного механического медведя переступает порог давно заброшенной обсерватории. Здесь ему предстоит окунуться в мир прошлого и, пройдя по стопам Отца, столкнуться с неизведанным

«Лучшим режиссерским дебютом» в анимации признана лента «Про птицу» Ольги Кудрявцевой (Россия). Фильм о мечте, которая исполняется, но не всегда так, как представлялось.

Документальное кино

Гран-при за «Лучший документальный коротометражный фильм» отправился в Германию — работе режиссера Элкана Силлера «Мама, ле хайм!». 62-летний Хаим живет со своей 95-летней мамой, прошедшей через ужасы фашистских концлагерей. Наблюдая за их жизнью, где хватает места и боли, и смеху, мы видим, как сыну и матери удается сохранять веселый и жизнерадостный нрав.

Особого упоминания судей удостоена документальная лента «Грязный Мартини» Ибана дель Кампо (Испания, Баскония) — «За пышную художественную форму». Фильм о возвращении «бурлеска» (так в Америке называют пародийные стриптиз-шоу). Это современный панк-рок — считает танцовщица по прозвищу Dirty Martini. Она раскроет некоторые секреты своего искусства столь популярного в ночных клубах и кабаре Нью-Йорка, откуда возродившийся бурлеск распространился по всему миру.

Специальный приз от экологического центра «Беллона» достался картине «Завея» Ксении Охапкиной (Россия). Автор добирается до глухой белорусской деревни — родины предков, где зимой метет метель-завея, где умирают не только люди, но и целые деревни, а последние ее обитатели окончательно отчаялись.

Экспериментальное кино, видеоарт, музыкальное видео

Главный приз за «Лучший экспериментальный короткометражный фильМ» завоевала работа «Ах, свобода!» Бена Риверса (Великобритания), которая показывает семейное поместье в лоне дикой природы, где время как будто остановилось. Каше на видео выставлено вручную, впоследствии подрезано. В истории нет начала, середины или конца, лишь фрагменты ритуалов и прожитых жизней.

Особые упоминания жюри в категории «Эксперимент» коснулись ленты «Разрыв времени» Киму Касалприм и Суареса (Германия) — «За совершенство киноязыка». Сюжет фильма — не говоря ни слова, женщина садится в гостиной рядом с мужчиной. «Это конец, и вместе с тем начало трансформации самой логики вещей, которая растворяется в свете, звуке и движении».

Спецприз за «Лучшее музыкальное видео» партнеры фестиваля вручили клипу «Сам себе» Андрея Гурьева (Россия) — это пародия на песню группы «Градусы» «Режиссёр».

Параллельный конкурс

Помимо Основного конкурса, фестиваль OPEN CINEMA известен своей Параллельной программой — ее по традиции составляют фильмы, не добравшие баллов до участия в большом соревновании, но отмеченные экспертами как «интересные и талантливые». В нынешнем году Параллельная программа условно поделена на три тематические категории: «Большие надежды», «Другие берега» и «Без анестезии». Победителями, соответственно, стали:

  • Главный приз в программе «Большие надежды» — игровой фильм «Джейд» Дэниэла Элиота (Великобритания). Специального приза «За продолжение традиций европейской новеллы» удостоена игровая лента «Alter Ego» Седрика Превоста (Франция);
  • Главный приз в программе «Другие берега» — документальный фильм «Стойбище» Алижана Насирова (Киргизия). Специальный приз «За отношение к смерти» получила игровая картина «Медитация» Висры Вичит-Вадакана (США);
  • Главный приз в программе «Без анестезии» — документальный фильм «Болевые точки» Ивана И. Твердовского (Россия). Специальную награду «За убедительный женский образ» жюри отдало игровому фильму «Шрамы на бетоне» Юлиана Энгельманна (Германия).

Всего в рамках VI фестиваля OPEN CINEMA на суд жюри было представлено почти 100 кинолент.

Во время отборочного этапа эксперты отсмотрели 900 картин. Для независимых кинематографистов это один из немногих способов заявить о себе. Именно международные кинофестивали короткометражных работ открыли миру Мартина Скорсезе, Вима Ведерса и других известных режиссеров.

Дата публикации:
Категория: Новости
Теги: АнимацияДокументальное киноКороткометражное киноПобедителиПризыФестивали