# Вуди Аллен

Дятел Вуди

Аллен по-своему подкалывает читателей, выбивает шутками землю из-под ног и берет штурмом каждую мозговую извилину. Проверяет, достиг ли точки кипения. Нет? Разряд, еще разряд!

Книги Текст: Евгения Клейменова
Когда Задорнов будет сдан в макулатуру

Задорнов уже давно стал символом антиамериканизма и проституирования идей сатирического жанра. Потому его именем я свой рассказ засорять не буду, а всем ценителям качественных примеров сатиры и юмора рекомендую освободить книжные полки от трудов означенного господина (макулатура всегда нужна) и заполнить их замечательными писателями, о которых пойдет речь в данной статье. Именно рядом с ними рядом в вашей библиотеке будет уютнее несомненным отечественным классикам Булгакову, Зощенко или Довлатову.

Вуди Аллен

Вуди Аллен (Woody Allen), настоящее имя Аллен Стюарт Кенигсберг (Allen Stewart Konigsberg) — выдающийся деятель американской культуры. Режиссер, актер, сценарист, писатель, музыкант. Характерные для стиля Аллена соединение традиций классической американской комедии и европейского интеллектуального кино, сочетание абсурдисткого юмора и точных психологических портретов персонажей, сплав смешного и грустного принесли ему славу самого оригинального кинематографиста в США, множество наград и признание по всему миру. Остроты Аллена давно вошли в повседневную речь, его фильмы — в золотой фонд мирового киноискусства, рассказы — в классику англоязычного юмора.

Аллен родился в Нью-Йорке 1 декабря 1935 года (город всегда играл важную роль в работах режиссера), работу в комедийном жанре начал уже в 16 лет, сочиняя шутки для газетных колонок. С 19 лет — сценарист на телевидении. Обучение Аллена в Нью-Йоркском университете закончилось отчислением за неуспеваемость, краткосрочное обучение в Сити Колледже Нью-Йорка удовлетворения ему тоже не принесло. Незаурядный интеллект Аллена стал плодом его самообразования. С 1960 по середину 70-х Аллен с успехом выступает как эстрадный комик. В 60-е же начинает писать юмористические рассказы (в основном для престижного журнала «Нью-Йоркер») и пробовать себя в роли драматурга (самые известные пьесы — «Не пей воду» 1966 года, экранизирована в 1969 году Хауардом Моррисом; и «Сыграй это еще раз, Сэм», экранизирована в 1971 году Хербертом Россом по алленовскому сценарию и с ним же в главной роли). В 1965 году Аллен пишет сценарий и снимается в небольшой роли в фильме Клайва Доннера «Что нового, киска?». С этого времени он сосредотачивается на кино, постепенно прекращая выступать на эстраде и меньше внимания уделяя литературе (хотя в 1978 году Аллен успел получить премию имени О. Генри за рассказ «Страничка Кугельмаса», а всего его рассказы были изданы тремя сборниками). Первые работы режиссера, сценариста и актера Аллена — остроумные абсурдисткие и пародийные ленты «Хватай деньги и беги» (1969), «Спящий» (1971), «Все, что вы всегда хотели знать о сексе, но боялись спросить» (1973), «Любовь и смерть» (1975). Во второй половине 70-х работы Аллена становятся более серьезными. В комедиях замечательные шутки уравновешиваются грустноватой иронией, а в ряде фильмов режиссер и вовсе пробует себя в жанре психодрамы (в этих картинах Аллен обычно не снимается). Примером первых можно назвать «Энни Холл» (1977, четыре премии «Оскар», в то числе за фильм, сценарий и режиссуру), вторых — «Интерьеры» (1978). Сочетая комедии, трагикомедии и драмы Аллен работает и по сей день, выдерживая высочайший уровень киноработ и выпуская по фильму в год.

Премии: «Оскар» — лучшая режиссура и лучший сценарий за фильм «Энни Холл», лучший сценарий за фильм «Ханна и ее сестры». «Золотой глобус» — лучший сценарий за фильм «Честь семьи Прицци». «Серебряный медведь» берлинского фестиваля — приз за творчество, фильм «Любовь и смерть». «Пальмовая ветвь пальмовых ветвей» Каннского фестиваля. «Золотой лев» венецианского фестиваля за творческую карьеру. «Сезар» за лучший иностранный фильм за фильмы «Пурпурная роза Каира» и «Манхэттен». Награда БАФТА за творчество.