«Физиология Петербурга»

06 июля 2013 – 06 июля 2013

Петербург как город-герой нашего времени, т.е. как город, каким его знают сегодня горожане и приезжие: без прикрас и без предвзятой критики, без увлекательного рассказа экскурсовода и без смакования ужасов из жизни бомжей и гастарбайтеров. Его жители, его улицы, его дворы, его задворки. «Физиология Петербурга» — это социальный портрет города в духе бытописательских очерков, которые в эпоху Некрасова и Белинского называли «физиологиями». Это попытка выявить типические черты современного Петербурга. Документирование урбанистического пространства отвлекает нас от размышлений об эстетике современного искусства, о границах художественного языка, о многообразии форм, жанров и методов, которые есть в распоряжении художников в наши дни. Возвращение реализма эпохи Шамфлери и раннего Курбе обозначает связь современного искусства с тем, что происходит сейчас вокруг нас. Ведь арт так далек от действительности. Он говорит на элитарном языке, симулирует демократизм, разыгрывая и иллюстрируя злободневные философские и политические идеи. «Физиология Петербурга» — приближение к жизни, которой, хотим мы того или нет, живет современный горожанин.

Станислав Савицкий

«Чудовище, жилец вершин, с ужасным криком...» (В. Хлебников)

Портрет Ивана Сотникова (тондо) работы Ирины Васильевой открывает портретную галерею выставки «Физиология Петербурга». Сотников живет в Коломне. Мастерская выходит окнами на Покровскую площадь, летом через открытую дверь на балкон летит тополиный пух, слышно позвякивание трамвая, объезжающего сквер, где когда-то стояла Покровская церковь. Множество пейзажей написано отсюда. Крутой изгиб ограды сквера, уходящий ряд домов справа, трамвайные пути, задающие неповторимый разворот пространства в этом месте, где исток Садовой — узнаются в его холстах и в эстампах. Здесь пространственный распадок Коломны: налево Фонтанка, направо канал Грибоедова, а дальше до упора через Калиникин мост по Рижскому выход на Канонерский остров, к морю.

У Иры Васильевой есть несколько портретов Ивана. Один из них — целая картина — «Сотников пришел». Это явление снежного человека: фигура с косматыми волосами и бородой заполнила собой дверной проем так, что становится понятно — от судьбы не уйдешь. На портрете тондо все не так драматично. Но и здесь стать и фактура натуры Ивана проявляют себя неотразимо. Медальный формат холста и праздничный алый фон отсылают к рельефам классиков советского культурного пантеона, но более всего напоминают мне портреты пап эпохи Возрождения. Даже не по иконографии или стилистике, а по родственности типологии характеров. Конфессиональная принадлежность здесь тоже не главное. Папы — властные, мощные натуры, это отнюдь не постные лица, в них угадывается то, что А.Ф. Лосев назвал «обратной стороной титанизма». Наш титан той же человеческой породы. «Есть в Ленине кержанца хватка, игуменский окрик в декретах» — писал Н. Клюев. Отец Иоанн суров, но справедлив. Художник Сотников тоже крепкий орешек, а во хмелю и вовсе бывает неукротим. На выставке есть две его работы. Про белок. Мы решили, что без белок физиология Петербурга неполна. Одна из картин «Знакомая мелодия», где белочки хором напевают «Тыц тыц ты дыц». На другой работе белка держит расческу. «Типа «причешись, парень!» — комментирует Иван.

Что говорить — без него самого, его белочек и елочек и многого другого пейзаж Города теряет в красках.

Глеб Ершов

Выставка пройдет в галерее Navicula Artis, арт-центр «Пушкинская 10»

(вход с Лиговского пр., д. 53)

Флигель B, 4 этаж

Режим работы: ср. — вс., с 16:00 до 20:00

Дата публикации:
Категория: Выставки
Теги: арт-центр "Пушкинская 10"ВыставкиИван СотниковСтанислав Савицкий