Павел Герасименко

Текст: Павел Герасименко

Меня попросили показать два издания, которые я считаю, соответственно, лучшим и худшим в плане книжного оформления. Не долго думая, я снял с полки эти две книги, к которым приходилось обращаться по работе, и теперь хочу их сравнить.

Первая — сборник искусствоведа Б. Н. Терновца, вышедший в издательстве «Советский художник». Книга «Письма. Дневники. Статьи» Б. Н. Терновца выпущена в 1977 году, и она была образцом для последующих книг этой небольшой и не получившей названия серии мемуаров и литературного наследия историков искусства и художников, оформленной А. Троянкером. В отличие от серии издательства «Книга» по истории книгоиздания и книжного искусства, также оформленной Троянкером, эти искусствоведческие книги отличает демократизм. Достаточно сказать, что тираж книги Терновца — 9500 экземпляров, ее цена 1 рубль 80 копеек (это примерно двадцатая часть студенческой стипендии). Оригинально, и редко для тогдашнего книгоиздания, что вся серия выходила в обложке — в этом несомненное влияние западных образцов. Уже оформление обложки небольшим фрагментом факсимильного воспроизведения письма, дневника автора задает «эстетское» отношение, которое продолжается, если мы посмотрим на верстку. Лично у меня эта, может быть, чересчур прихотливая, верстка вызывает очень яркое эмоциональное ощущение, которое только усиливается с прошествием времени (тем более, что перед нами ныне не существующая высокая печать). Если эта книга и является образцом издательского «экспериментаторства» или «формализма», то сейчас невозможна и доля этого изящества книжного оформления.

Другое издание, взятое для сравнения, отнюдь не совсем плохо и тоже по-своему ярко отражает то время, — при этом оно полностью проигрывает любое сравнение с книгой 1977 года. Это книга Мишеля Фуко «Надзирать и наказывать», изданная издательством «Ad Marginem» в 1999 году и оформленная Андреем Бондаренко. Как и книга Троянкера — перед нами тоже полностью авторский художественный продукт (в 90-е годы Бондаренко свободно воплощает все свои идеи именно в издательстве у Александра Иванова). Тем не менее достаточно взглянуть на верстку, которая делает неудобным для чтения и без того непростой философский текст. Ошибки, на мой взгляд, во всем — от ширины полосы, «задранной» к тому же к верху страницы, до нелепо разбивающей текст и примечания колонцифры. Для «крышки», для обложки использована известная иллюстрация из парижского Музея гигиены (на «лицо» и «спинку» одинаково) и фирменные сочетания шрифтов Бондаренко. Хотя обложка и отражает содержание книги и не должна служить (в случае философской литературы) напрямую привлекающим покупателя моментом, она все же оставляет определенное неприятное впечатление стереотипностью использованных ходов. Говорить лишний раз о том, что офсетная печать не производит эмоционального — тактильно и объемно — впечатления на читающего, думаю, не стоит.

1. Терновец
Терновец
2. Бондаренко
Бондаренко

Дата публикации:
Категория: Искусство
Теги: обложка