Письмо читателя в редакцию журнала «Прочтение» посвященное теме номера № 2/3, «Опера»
Спасибо за обширную и содержательную подборку материалов про оперу. Я согласна, что Мариинский театр — по-прежнему «луч света» в нашем холодном и грязном и все более уродуемом нуворишами городе. Я, как и ваш герой Борис Филановский, переживаю за судьбу петербургской оперы, и мне также кажется, что «Братья Карамазовы» совершенно не приспособлены для оперного жанра. Согласна и с большинством рецензентов, которых вы цитируете: ни спектакль, ни музыка совершенно не удались. Но вот приехала ко мне недавно подруга из Москвы, попросилась именно на «Братьев Карамазовых». И что же — зал был полон, несмотря на внушительные цены на билеты. А, скажем, ходила я недавно переслушать «Поворот винта» Бриттена (и музыка великая, и постановка интересная) — билеты стоили копейки, а в зале было пусто. Скажете, старая постановка? Что же, на премьерном моцартовском «Идоменее» (я была на втором представлении) едва набралось ползала — опять же при бросовой цене на билеты. Дело в том, что слишком современная постановка.
Наша публика, увы, ленива и нелюбопытна. «Братья Карамазовы» для нее не новая музыка — во-первых, классический сюжет, а во-вторых, — музыка г-на Смелкова «такая же», какую сочиняли в XIX веке. Примерно там вкусы нашей публики и застыли.
Так что согласна я с другими авторами вашего номера — нет в Петербурге, как это ужасно ни звучит, публики даже на две Мариинки, а не то что на три. И уничтожение ДК Первой пятилетки, и создание ямы (которая, кто знает, в кризис, может, и десятилетиями будет зиять за театром, пока театр в нее не провалится) — это, похоже, варварство, а не развитие искусства оперы. Гергиеву дают землю, строят зал за залом, вот и Дворец фестивалей в Новой Голландии вроде «под него» задуман… Гергиева можно понять — ему дают, он берет. Но власть должна бы понимать, что три пустующих Мариинских оперных сцены вряд ли будут гордостью города.