Иероглифы реставратора Цоя

Иероглифы реставратора Цоя

О книге Александра Житинского «Цой forever»

Фрагмент статьи из журнала «Однако» (Полностью читать в PDF)

Одинокий гиперболоид

Финский залив, рябиновый рваный закат, бликует рябь, сереет
одинокий парус, на палубе фигурка барабанщика за работой,
большие колонки не добивают
до берега, но рыбарь на утлом
челне ужаснется и перекрестится, и видавшая виды чайка тревожно взмахнет крылами.

Эта сценка в книжке «Цой навсегда» не раскрашена, подробности
домысливаются: приглашены ли на
яхту избранные слушатели, есть ли
вблизи рулевой, караулящий ветрила, или хозяин, гордый, как перст,
доверяется родной волне. В книжке сценка свернута, три штриха…
Иероглиф — подходящее слово.
Или на секунду ожившие и вновь застывшие нэцке судьбы, расставленные в ключевых точках земного и небесного пути Виктора Цоя:
в юности он, «деревянный» пэтэушник, резал в том числе и нэцке.
Барабанщик на яхте знает идеи
пути и простора: это оттягивается Олег Валицкий, первый заместитель начальника Октябрьской
железной дороги, в далеком прошлом — ударник самодеятельного
коллектива «Гарин и гиперболоиды», из которого вылупилась
группа «КИНО».

Повесть о замечательном человеке

Виктор Цой (1962-1990) в отрочестве читал запоем тома серии
ЖЗЛ. Примерял чужие замечательные жизни. Он прожил дольше автора стишка про одинокий
парус, но всего-то на год, и, как
неоднократно подчеркнуто в отчетной книге, его «творческая
биография» уместилась в каких-то восемь лет.

Александр Житинский вел переговоры о Цое с серией ЖЗЛ, но
в конце концов не решился сочинить классическую биографию.
Предпочел выступить больше не
писателем, а редактором и журналистом: перед нами «документальная повесть», собрание пестрых
глав, в котором звучат голоса родителей и подруг, музыкантов и
продюсеров, друзей и случайных
знакомых, причем всякий фигурант имеет возможность высказаться пространно. Источники на
всякий вкус: выходившие ранее
книги, неопубликованные воспоминания, интервью — как старые, так и записанные автором
в последние пару лет, заметки из
рок-самиздата, цитаты с сайта
Рашида Нугманова (он еще до
«Иглы» снял короткометражный
рок-шедевр «Йа-хха», и на сетевом ресурсе, посвященном этому
фильму, с незапамятных времен
тусуются киноманы) и даже гаишная схема аварии 15 августа 1990
года в 11.30 на 35-м километре дороги Слока — Талси Тукумского
района Латвии. Плюс приложения — собранная Андреем Дамером подборка цитат из цоевских
интервью, а также хроника жизни
героя. И, конечно, впечатления
от личных встреч автора с Виктором, каковых было не слишком
много, в связи с чем Житинский и
отказался от цельного текста, сделав выбор в пользу компендиума.
Это второй опыт Житинского по
изданию документальной книги о
Цое: первая была менее подробной, но составлялась вместе со
вдовой героя, Марьяной. Всякую
знаковую книгу — «Цой форевер»,
несомненно, к таковым относится — хочется символически привязать к эпохе… Почему она вышла
сейчас? Вставить пистон нашему
безгероичному времени? Напомнить о духе свободы, о пьянящем
ветре перемен?

Полностью читать в PDF

Ссылки

  • Отрывок из книги Александра Житинского «Цой forever»

Вячеслав Курицын