Призрак в доспехах (Kôkaku Kidôtai)
Режиссер: Руперт Сандерс
Страна: Япония, Великобритания
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Йохан Филип Асбек, Такеши Китано, Жюльет Бинош, Майкл Питт и другие
2017
Япония, наше не столь далекое и — точь-в-точь как в книге футуролога Фукуямы — постчеловеческое будущее. Мир окончательно превратился в большую цифровую деревню, а люди сильно увлеклись бионическими модификациями: в ходу различные импланты, и все существенно меньше беспокоятся насчет старения и смерти — ведь теперь можно поставить себе новые киберглаза или киберпечень. Но, как быстро выясняется, нравится это далеко не всем. Некий хакер довольно жуткими способами (например, перехватив управление роботом-гейшей и сделав из него машину ужаса и смерти) начинает методично зачищать всю верхушку главной — и, как выяснится позже, тоже вполне себе кровавой — корпорации в области подобных улучшений. Разобраться с этим поручают специальному отделу под юрисдикцией непосредственно премьер-министра: там есть многомудрый пожилой руководитель (Такеши Китано), красивый киборг с искусственным телом, но человеческим мозгом по прозвищу Майор (Скарлетт Йоханссон) и нордический громила Бато (датчанин Пилу Асбек). Естественно, в процессе расследования на поверхность всплывают скрытые факты, гремят выстрелы, меняются местами добро и зло.
Задолго до премьеры перезагруженного «Призрака в доспехах» (на всякий случай напомним, что в его основе лежат одноименные манга Масамунэ Сиро и аниме-дилогия Мамору Осии) интернет заполнило утомительное фанбойское нытье о том, «почему главную героиню играет не азиатка» и что «Скарлетт — жирненькая» (про «pork in the shell» не пошутил только ленивый). Если бы это были главные проблемы фильма, все было бы просто отлично — но, увы, нет. Оригинальный японский «Призрак» 1995 года называют великим фильмом не просто так: даже отбросив выдающуюся визуальную эстетику, которую потом позаимствовали и создатели «Матрицы», и кто только не, до сих пор приятно удивляешься, насколько это многослойная история. Ее можно прокручивать в голове как угодно: тут и опасность технологий, и религиозный спор о душе, и тема невозможности любви — причем все игралось на полутонах и символах.
Новое же кино британца Руперта Сандерса получилось отвратительно лобовым: фактически это не ремейк, а компиляция из дилогии и достаточно попсового побочного сериала. Всегда неприятно, когда авторскую работу подгоняют под массовые стандарты, но тут этого и вовсе сверх всякой меры. Деперсонифицированная, а оттого более страшная, угроза из первой части превратилась в целых двух антагонистов, и если Майкл Питт как-то справляется с ролью (человеку на роду написано играть психопатов, и очень здорово, когда артист на своем месте), то линия с Питером Фердинандо в роли коварного дельца не выдерживает никакой критики. Второстепенные персонажи не прописаны в принципе — Жюльет Бинош в основном просто ходит с грустным лицом, Китано пару минут играет мощного деда-самурая с револьвером и афоризмами, а зачем в кадре присутствуют остальные, вообще до конца не ясно. Наконец, Йоханссон моментами сильно не попадает в образ отмороженного киборга с глобальными экзистенциальными проблемами, кроме того, иногда ее снимают так, будто в «Призрака» вклеили куски из фильма «Мстители». Ситуацию не спасает даже появление в финале шагающего танка, который так любят фанаты оригинала — тем более, что в последние минуты авторы заняты утомительным разжевыванием сюжетных перипетий. Единственное, за что можно похвалить все происходящее, так это за визуальную часть — хотя бы в этом проявленную нежную любовь к первому «Призраку». Правда, порой кажется, что голова Скарлетт существует отдельно от обработанного на компьютере тела — лучшей метафоры, чтобы описать этот красивый, но нескладный фильм, пожалуй, и не придумать.