Эдуард Лимонов. Титаны

Эдуард Лимонов. Титаны

  • Эдуард Лимонов. Титаны. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2014 г.

    Пара: Сократ и Платон

    Socrates — как его называют в англоязычной традиции — известен нам исключительно как литературный герой «диалогов» философа Платона —
    Plato в англоязычной традиции. (Еще он якобы
    упоминается у Ксенофонта и якобы у Аристофана,
    но возможно это уже вторичные подделки.)

    По-видимому, имел простонародную внешность, напоминал бомжеватого старичка, если
    верить бюсту, якобы изображающему его. Бюст
    находится в Лувре, во всяком случае, я его видел
    в Лувре.

    Прототипом афинского мудреца с внешностью бомжа послужил некто по имени Socrates,
    однако поскольку от самого Сократа не осталось
    ни строчки, мы имеем полное право считать его
    литературным героем — «философом» — рупором
    Платона. Платон использовал Socrates для лучшего выражения своих идей. И назвал его своим
    учителем.

    Этот литературный персонаж считается величайшим философом всех времен и народов. Между
    тем он действительно литературный герой, такой
    же как д`Артаньян. Платон поступил чрезвычайно
    умно. Никто не пророк у своих современников,
    пока жив. В уста Сократа удобно было вложить
    идеи Платона, чтобы они моментально были приняты. И на этом фундаменте затем строить здание
    своей собственной философии. Это моя догадка,
    что Платон «придумал» Сократа, изобрел его, взяв имя, возможно, реально существовавшего человека, сделал его гениальным философом, вложив
    ему в уста свои собственные гениальные философские идеи.

    Теперь можно перейти к самому великому
    Plato, как я уже определил, не ученику Сократа,
    но творцу Сократа.

    Биографию философа Платона, родившегося
    якобы в 428 году до н.э., написать, конечно же,
    невозможно, поскольку даже события какого-нибудь более близкого к нам XIV, например, беру
    наугад, века плавают за нами в прошлом, в мутной
    пыли. Как, впрочем, и все что произошло даже
    и в XV веке и в XVI. История, конечно же, всегда
    была, происходила. Но ее либо совсем не фиксировали, либо фиксировали непрочно, по своим
    местным летоисчислениям. Есть все основания полагать, что так далеко, в 428 году до н.э.,
    и письменности-то не было. Никакой. Тотально
    не было.

    Вероятнее всего, тот, кого мы называем Платоном (также как и Плотином, кстати!), был на самом
    деле византийским философом (официальная
    история благосклонно определяет его как «платоника») и звали его Гемист Плетон (еще произносится как Плифон), по-латыни Pletho. Жил
    он где-то в 1355–1452 годах нашей эры, дожил, как
    видим, до глубокой старости и умер за год до завоевания Византийской империи турками. Грек
    он был не менее, чем «древний» Платон. Известно,
    что он написал труд под названием «Учение
    о Государстве», который не сохранился, и основал
    Платоновскую Академию во Флоренции. Совсем
    как Платон, не правда ли?
    Я считаю, что Плетон и есть Платон, что
    только так и было. Я отношусь к числу сторонников так называемого ревизионизма в истории,
    а это такие люди как сэр Исаак Ньютон, ученый
    шлиссельбуржец Николай Морозов, наш современник профессор Фоменко и многочисленные
    их сторонники, люди здравого смысла. Та история, которую преподают в школах, большая ее
    часть — не наука, а художественная литература
    на исторические темы.

    Сочинения античного Платона как раз и появляются в Европе именно в XV веке, то есть в годы
    жизни византийского Плетона. Античный Платон также автор труда под названием «Государ-
    ство», этот труд сохранился. Известно, что Гемист
    (Гемист, кстати, означает по-гречески «второй»,
    т.е. Второй Платон) также написал труд «Трактат
    о законах», дошедший до нас лишь в фрагментах,
    а вот сочинение Платона — трактат «Законы» —
    до нас добрался.
    Так что биография античного Платона — литературная фикция, оформившаяся за века, прошед-
    шие от XV века, когда жил Плетон.

    Однако эта фикция, как и множество других
    исторических басен, прижилась и, видимо, ее
    не отцарапать от всеобщей мировой истории, где
    целые пласты черт знает чего наслоились друг
    на друга. Ясно, что Наполеон и Гитлер не мифы,
    но это уже ближайшая к нам задокументированная
    история. В такую можно верить. Я сам моими глазами видел, живя в Париже, в Archives Nationales
    документы Французской революции с чудовищной
    подписью Робеспьера под списком осужденных
    на гильотину. Это вертикальная линия с запутанным шаром линий в конце, похожим на свалившуюся голову казненного.

    Разумнее, вместо того чтобы размышлять
    над выдуманной общими усилиями биографией
    античного Платона, обратиться к его произведениям.

    Это так называемые «диалоги», хотя
    по сути это многоголосые пьесы, сценарии
    по-современному. Один из самых доступных,
    и скорее веселых диалогов Платона — это диалог
    «Пир» или «Пиршество», пожалуй, самый известный в мире застольный праздник.

    Пир. Деревня Афины

    «Сократ был умытый и в сандалиях», — с любовной иронией повествует о своем учителе, а, скорее
    всего, литературном герое, персонаже-рупоре,
    через которого он принес свои философские идеи
    в мир, великий философ древности Plato.
    «Итак, он встретил Сократа, — умытого и в сандалиях, что с тем редко случалось, и спросил его, куда
    это он так вырядился. Тот ответил:

    — На ужин к Агафону. Вчера я сбежал с победного торжества, испугавшись многолюдного сборища, но пообещал придти сегодня».

    Одна эта фраза мгновенно дает нам представление о древних Афинах, как о каком-нибудь крым-
    ском Коктебеле советских времен, где умытый
    кое-как хиппарь Хвостенко идет через знойный
    поселок вечером к своему другу-поэту, ну допустим
    Алейникову, где приготовились к обильным возлияниям поэты и художники.

    Сюжет «Пира» именно таков. Поэт Агафон,
    про которого позднее выясняется, что это молодой и состоятельный красавец (в доме множество
    слуг и рабов, они прислуживают во время пира),
    получил награду за свою первую трагедию и пьет
    и гуляет уже второй день. В первый день он «жертвоприношением отпраздновал свою победу
    с хоревтами». (Кто такие, для меня остается загадкой. Но, может быть, знаете вы? Не хористы ли это,
    участники античного хора, в трагедии же у греков
    был хор…)

    Кто встретил Сократа на сельской дороге, кто
    этот «он»? Нет, это не сам Plato, но некий Аристодем из Кидафин, вот его короткий портрет:
    «маленький такой, всегда босоногий».

    Сократ приглашает Аристодема к Агафону.
    Они шагают вместе через деревню Афины. Живописная группа, маленький босиком, и Сократ,
    вы видели его предполагаемый бюст, очень простонародное лицо, уродливое даже. Два хиппаря Древнего мира.

    Аристодем идет быстро. Сократ все время
    отстает. И в конце концов застревает почему-то
    у входа в дом, соседний с домом Агафона.
    У Сократа привычка — вдруг останавливается
    и стоит, думает. Появляется Сократ у Агафона уже
    к середине ужина.

    Между тем собравшиеся на пир ныне знаменитые древние греки, среди них великий комедиограф Аристофан, врачеватель Эриксимах, Федр,
    Павсаний, выясняют, что у них у всех похмелье.
    Такое же, какое было два тысячелетия спустя
    у Хвостенко и Алейникова в Коктебеле.

    Похмелье

    Павсаний:
    Хорошо бы нам, друзья, не напиваться допьяна.
    Я, откровенно говоря, чувствую себя после
    вчерашней попойки довольно скверно, и мне
    нужна некоторая передышка, как, впрочем,
    по-моему, и большинству из вас: вы ведь тоже
    вчера в этом участвовали; подумайте же, как бы
    нам пить поумеренней.

    Аристофан:
    Ты совершенно прав, Павсаний, что нужно
    всячески стараться пить в меру. Я и сам вчера
    выпил лишнего.

    Эриксимах:
    Агафон, в силах ли ты пить?

    Агафон:
    Нет, я тоже не в силах.

    Эриксимах:
    …Если вы, такие мастера пить, сегодня отказываетесь… Сократ не в счет, он способен
    и пить, и не пить, так что как бы мы ни поступили, он будет доволен. А раз никто из присутствующих не расположен, по-моему, пить
    много, я вряд ли кого обижу, если скажу
    о пьянстве всю правду. Что опьянение тяжело
    людям, это мне, как врачу, яснее ясного. Мне
    и самому неохота больше пить, и другим я не советую, особенно если они еще не оправились от похмелья.

    Собравшиеся решают провести свой пир с пользой. Пить, не напиваясь. Эриксимах предлагает,
    чтобы каждый произнес похвальный тост, сказал
    бы как можно лучшее похвальное слово Эроту,
    такому могучему и великому богу любви.

    Тосты на пиру

    Первым свой тост произносит Федр. «Умереть друг
    за друга готовы только любящие, причем не только
    мужчины, но и женщины. Ахилл погиб во имя
    Патрокла, однако вот Орфей не смог отдать свою
    жизнь во имя возлюбленной Эвридики, потому
    в Аиде он видит только ее призрак».

    На самом деле в тексте «Пира» Федр говорит
    долго, свободно плавая по родной греческой мифологии (как и все последующие ораторы), однако
    нам с вами эти исторические и мифологические
    примеры ничегошеньки не говорят, незачем
    их пересказывать.

    Следует объяснить, однако, что в те далекие
    времена под «философией» подразумевались именно разговоры об истории и мифологии, длинные и на современный вкус вполне себе отвлеченные, призванные продемонстрировать эрудицию
    «философа».

    Павсаний говорит о двух Эротах. И о двух
    Афродитах, к которым Эроты привязаны. Плотская любовь находится под покровительством
    Афродиты пошлой и Эрота пошлого, а вот Афродита небесная и Эрот небесный покровитель-
    ствуют любви к юношам. «Одержимые такой
    любовью обращаются к мужскому полу, отдавая
    предпочтение тому, что сильней от природы
    и наделено большим умом».

    Далее Павсаний оглашает идеи, которые современный российский суд признал бы пропагандой
    гомосексуализма в ее самой тяжелой форме. «Ибо
    любят они не малолетних, а тех, у кого уже обнаружился разум, а разум появляется с первым пушком». Дальше нам следовать за Павсанием опасно,
    оставим Павсания с его страстью к умным подросткам «с пушком».

    Следующий тост произносит врачеватель
    Эриксимах. Ничего значительного он не говорит.
    Что любовь заключается даже в борьбе двух начал:
    больного и здорового. Что любовь может содержаться даже в климате. Этот тост автору «Пира»
    не удался. На самом деле этот тост тоже длинный,
    я вас избавляю от него. Зато, прочитав мое эссе,
    вы сможете похваляться перед девушками своими
    знаниями античной литературы — и да поможет
    вам Эрот склонить девушек к соитию.

    Аристофан, все время икавший, наконец, справился с икотой. Ему слово.

    Аристофан рассказывает собравшимся, что
    когда-то люди были трех полов: мужчины, женщины
    и андрогины, «страшные своей силой и мощью»,
    поскольку у каждого было четыре руки и четыре
    ноги. Андрогины при желании могли передвигаться
    как живые колеса, с огромной скоростью укатываясь, куда им было нужно, всеми руками и ногами.
    Боги стали страшиться андрогинов, и потому Зевс
    взял и разрезал каждого андрогина пополам, а Аполлон залечил получившиеся половинки (Аристофан
    смешно описывает, как Аполлон скручивал кожу
    на месте разреза в пупок). Однако половинки стали
    страдать друг без друга. И пытаться воссоединиться.
    Тост Аристофана самый оригинальный и запоминающийся, надо признать. Вот откуда пошло знамени-
    тое откровение Plato о том, что у каждого человека
    есть его половинка и что они некогда составляли
    единое целое. Из «Пира».

    Хозяин дома поэт Агафон, как положено поэту,
    хвалит самого Эрота. И как красавец утверждает, Эрот — самый красивый бог, самый молодой из богов (Агафон моложе всех на пиру), через
    любовь Эрот приносит мир. Эрот — отец роскоши
    и неги, радостей, страстей и желаний.

    Следующим тост произносит Сократ.

    Сократ, по своему обыкновению, вначале задает
    вопросы соседу, поэту Агафону. Вдвоем они выясняют, что Эрот — это любовь направленная, а ее
    предмет — «то, в чем испытываешь нужду».

    Портрет Эрота великий Сократ, недолго думая,
    списывает с самого себя, так же как это сделал Агафон. У того Эрот красивый, как Агафон, у Сократа
    же он уродлив, как Сократ.

    «Эрот беден, некрасив, груб, не обут, бездомен,
    однако он храбрый, смелый, всю жизнь занимается философией; он искусный колдун, чародей
    и софист. По природе своей он ни бессмертен,
    ни смертен. Он находится также посередине
    между мудростью и невежеством».

    «Любовь, внушаемая Эротом, — это путь к бессмертию: деторождению или увековечиванию
    в истории своего имени».

    Сократ закончил свою речь.