Ведущие журналы русской интеллигенции — «Мир искусства», «Золотое руно», «Жар-Птица», «Столица и усадьба» сегодня оказались сокрытыми от простых смертных. Ни в одной публичной библиотеке вам не позволят их даже полистать. Все они переведены в формат микрофильмов, просмотр которых не дает полного представления об изысканном печатном издании. Только сейчас шедевры русской периодики, подобно мифическим жар-птицам, переживают второе рождение и становятся доступными каждому любителю искусства.
Уцелевшие комплекты — находятся под бдительным присмотром библиотекарей, потому что выдать их читателям значит потерять то немногое, что осталось от них спустя столетия. Выдранные и изрезанные иллюстрации, прожженные обложки, измятые страницы хранят следы человеческого вандализма. Единственную возможность сохранения национального достояния могут предоставить факсимильные копии утонченных изданий.
Иллюстрированные журналы были исключительными по оформлению и стали знаменательным явлением в русской культуре. Богатые краски, мелованная бумага передают шедевры живописи, графики, архитектуры. В журналах печатались стихи, рассказы, очерки и обзоры культурной жизни Москвы и Петербурга.
Для символистского журнала «Мир искусства» (1898–1904) была характерна эклектика вкусов. На фоне восхваления классической красоты Петербурга и окружающих его дворцов журнал предлагал увидеть красоту средневековой архитектуры и русской иконописи. На его страницах печатались Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Розанов, Л. Шестов, К. Бальмонт, Андрей Белый, Вс. Соловьев. Здесь были опубликованы репродукции картин В. Серова, Л. Бакста, Е. Лансере. Традиции утонченного периодического издания следом за «Миром искусства» перенимает журнал московских символистов — «Золотое руно» (1906–1909). Первые два года он был широкоформатным и тяжеловесным, в последующее время его создателям пришлось отказаться от вычурной роскоши. Однако неизменным в оформлении остались восхитительные украшения обложек и страниц: огромное количество иллюстративного материала, пейзажи, цветные портреты, виньетки. Здесь печатаются М. Врубель, Л. Бакст, В. Борисов-Мусатов и многие другие художники, чьи картины спустя столетия попали в лучшие музеи мира. Жемчужиной эмигрантской периодики является знаменитый журнал начала XX века — «Жар-Птица» (1921–1926). Не справившись с напором пролетарской цензуры, редакция журнала, а также все выдающиеся художники, литераторы и философы, переносят прерванный в России процесс культурной реформации в Берлин и Париж. Среди авторов этого издания были С. Черный, А. Толстой, А. Плещеев, Б. Пильняк.