Фавн на берегу Томи
- М.: Эксмо
Лауреат премии «Дебют» Буркин объявлен на обложке новым Гоголем, а лет ему столько же, сколько было Достоевскому, когда его объявлял новым Гоголем Некрасов — 24. Замах у томича (вот бы учредить премию «Большой Замах») толстовский, чертовщина булгаковская, пиротехника от Л. Андреева, игра с языком — от А. Белого, что ли. Начитан, цитатен, восприимчив, усидчив. На этом комплименты можно закончить и перейти к собственно критике. Стилизацию под XIX век (не пойми под какую его половину) автор выдерживает слабенько, все время пускает петуха («Прислуга замоталась подавать чай»). Ошибок фактических (здание «губернского управления», обращение мужика к барину «баре!» и т. п.) — бесконечное множество и еще одна. Привязка к месту и времени (Томск, 1888) — липовая, все могло с тем же успехом происходить в Тамбове при Екатерине II. Главный же недостаток — полное отсутствие логики в сюжете. Некий учителишка приезжает служить в Томск, там его лечат от тифа в губернаторском доме (!), генеральская дочка влюбляется и оттого (?) стреляется с ним на дуэли, поляк принимает его, русского, за ссыльного поляка… Фантасмагория фантасмагорией, но должна же быть логика поступков героев или хотя бы внешняя мотивировка? А тут только козни некого И. А. Человека-Говно, Воланда недоделанного, да и они ничего не объясняют. У Ильфа и Петрова есть рассказ: снимали фильм, потом посмотрели — полный бред получился. Тогда решили доснять конец: все происходившее приснилось пьяному сантехнику Петровичу. Подобного финала опусу Буркина явно не хватает. Но автору 24 года — вот что радует. Есть, есть во глубине руд молодые люди, которые читают классику. Они чувствуют, как надо писать, и рано или поздно допишутся до гоголей.