Мередит Маран. Зачем мы пишем

Мередит Маран. Зачем мы пишем

  • Мередит Маран. Зачем мы пишем: известные писатели о своей профессии. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. — 272 с.

    В этой книге собраны истории двадцати авторов, признанных во всем мире, но известных российскому читателю в большинстве своем по экранизациям либо книгам с советами начинающим писателям. Все они, преуспевшие не только в художественном, но и в коммерческом плане, рассказали о своем пути к издателю и широкой аудитории. Открытие новых имен при чтении книги гарантировано.

    Глава 20

    Себастьян Юнгер

    Его книги пользуются невероятным успехом — на сегодняшний день у него четыре бестселлера; его документальный фильм потрясает до глубины души — фильм «Рестрепо»
    стал номинантом «Оскара» и получил Большой приз на кинофестивале «Сандэнс» в 2010 году. Однако не имеет никакого
    значения, сколько еще книг он напишет и сколько фильмов
    снимет, — Себастьян Юнгер навсегда останется в памяти читателя и зрителя благодаря своей первой книге и ее воплощению на экране. Кто из нас не употреблял выражения «идеальный
    шторм»? Кто, услышав его, сразу не вспомнит замечательный
    кадр: Джордж Клуни, стоящий за рулем рыболовного судна —
    такого крошечного, почти игрушечного, на фоне гигантских
    волн?

    Еще одно выражение, которое навсегда будет связано с Себастьяном Юнгером, — типичный военный репортер. Юнгер вел репортажи из самых страшных горячих точек мира,
    в том числе из Нигерии и Афганистана, откуда посылал свои
    заметки даже в Vanity Fair. На основе афганского материала
    он вместе с близким другом и коллегой Тимом Хетерингтоном
    сделал документальный фильм «Рестрепо». Хетерингтон погиб в Ливии в 2011 году — убит выстрелом из миномета, когда
    вел репортаж с первой линии обстрела во время гражданской
    войны. Говоря со мной о смерти ближайшего друга, Юнгер
    произнес: «Кабы не милость Божия, так шел бы и я».

    Себастьян Юнгер

    Почему я пишу

    Во время работы над текстом у меня возникает измененное
    состояние сознания.

    Я за рабочим столом. Обычно звучит какая-нибудь музыка, стоит чашка кофе. Раньше, когда я курил, рядом находились пепельница и сигареты; когда я старался воздерживаться
    от курения, во рту всегда была жвачка «Никоретте».

    Поскольку я не пишу беллетристики, я обычно не напрягаю
    мозг в поисках блестящих идей. Мои «блестящие идеи» приходят из мира. Я их собираю, но необходимости их продумывать
    у меня не возникает. Все, что мне нужно сделать, — это воспринять увиденное и услышанное, то есть рассказы очевидцев, обнаруженные мною свидетельства человеческой деятельности,
    и перевести весь материал в формат последовательного текста, который люди захотят прочитать. Это странная алхимия,
    разновидность магии. Если все сделаешь правильно, то читать будут.

    Когда я напишу хорошую фразу, параграф или главу —
    я всегда осознаю, что они удачны, и знаю, что люди это прочитают. Это знание очень воодушевляет, как будто ты говоришь
    себе: «Боже, я делаю это. Я снова сделал то, что сработает».
    У меня было полно неудач, поэтому я всегда знаю, когда делаю
    что-то плохо, — такой текст я удаляю безжалостно.

    Но когда текст хорош… это как отличное свидание. Создание удачного текста — немыслимо захватывающий процесс:
    тебя будто пробивает электрическим током, и это ни с чем
    не сравнимое ощущение.

    Вверх по дереву без весла

    Первый роман я написал в седьмом классе, писал от руки
    в зеленой с белым тетради для сочинений. Мой учитель прочитал его вслух всему классу, главу за главой. Неудивительно,
    что у меня не было друзей.

    Я не думал о писательстве как профессии до того, как окончил колледж. Я сделал хорошую выпускную работу и, пока
    писал ее, испытывал эмоциональный подъем. Потом переехал
    в Бостон и время от времени работал фрилансером для изданий вроде Boston Phoenix. Опубликовал несколько коротких
    рассказов. Потом нашел агента, но в следующие десять лет он
    не заработал на мне ни цента. Я не достиг никакой критической
    массы ни в творческом, ни в финансовом плане. Я прорубался
    сквозь густой подлесок с тупым ножом. За десятилетие, что
    я писал и писал, я заработал пять тысяч долларов. А трудился
    я очень много и хорошо узнал, что значит что-то делать без
    гарантированного результата. Или вообще без результата!

    Я брался за любую работу, пытаясь понять, чем мне заняться. Работал в баре. На стройке. Потом смог получить несколько заданий от редактора City Paper, и мои статьи привлекли
    какое-то внимание. Затем, ближе к тридцати годам, я получил
    работу альпиниста в компании, специализирующейся на посадке, лечении и вырубке деревьев. Она мне очень нравилась.
    Это потрясающая и очень опасная работа. Нужно было быть
    крайне аккуратным и, как обезьяна, ловким. Там, кстати, я заработал хорошие деньги. В некоторые дни доходило до тысячи долларов. В другие дни приносил домой сотню. Однажды
    я наткнулся на свою бензопилу, когда был на дереве, и поранил
    ногу. Мне было тридцать лет. Пока я поправлялся, в голову
    пришла идея написать книгу об опасных профессиях. Люди
    постоянно гибнут на низкооплачиваемых, часто неуважаемых,
    производственных работах. Мы редко думаем о тех, кто выполняет такую работу, хотя вся страна от них зависит.

    Я написал план будущей книги, назвав ее «Идеальный
    шторм». Книга о рыбацком судне, затонувшем во время сильного шторма у Глостера — города, в котором я жил. Я вручил
    план своему агенту и уехал в Боснию. Для себя я решил так:
    если мой агент продаст идею книги, то я сочту, что успел прибежать к базе и стал лучшим игроком в бейсбол; если не продаст — я стану военным корреспондентом. Поэтому я спокойно полетел в Вену и сел там на поезд, идущий в Загреб. Причем
    никакого задания у меня не было. Я просто присоединился
    к группе независимых журналистов. Идея была очень простая:
    спрыгнешь с обрыва — научишься летать.

    Я очутился сразу в центре невероятных мировых событий.
    У меня было немного сэкономленных денег, жил я скромно,
    в компании с другими независимыми репортерами; мы все делали сообща, а расходы делили. В Загребе хорошая еда, великолепная местность, очень красивые женщины, и в войне все
    было ясно: кто прав, а кто нет. Лучше и быть не может, когда
    тебе тридцать.

    Я начал записывать радиорепортажи — тридцатисекундные голосовые отрывки для различных радиосетей. Мне ничего не платили, но это были настоящие доклады с места событий. Писал множество статей, бóльшая часть которых так
    и осталась неопубликованной. Одну напечатали в Christian
    Science Monitor.

    Однажды, это был уже 1994 год, один из парней, с которыми я вместе жил, побежал за мной с криком: «Эй, послушай,
    тебе факс пришел». Факс оказался от моего агента. Жаль, я его
    не сохранил. Там было написано: «Продал твою книгу, надо
    вернуться домой». Я даже расстроился — совсем не хотел
    уезжать. Но агент выторговал мне аванс в тридцать пять тысяч долларов, поэтому, конечно, я вернулся. На самом деле ту
    книгу я написал бы и за десять баксов.

    На работу над ней ушло три года. Я жил в неотапливаемом
    летнем домике родителей на Кейп-Код. Продолжал заниматься деревьями, потому что понимал необходимость запасного плана.

    Идеальный шторм

    В журналистике есть четкая грань между фактами и вымыслом. К соблюдению ее я отношусь очень серьезно. Журналист
    не имеет права на вымысел, он не изобретает сюжета и не придумывает диалогов — он точно описывает все как есть.

    На середине работы над «Идеальным штормом» я столкнулся с ужасающей дилеммой. Я писал книгу о пропавшем
    судне. Но как только рыбацкое судно отошло от берега, я потерял нить. Что писать о судне, которое неизвестно где? В чем
    действие? О чем люди говорят друг с другом? Каково умирать
    на корабле в шторм? Посреди повествования образовалась огромная дыра, и я не мог заполнить ее вымыслом.

    Все, что я знал о работе писателя, пришло от чтения хороших работ других авторов — Тобиаса Вулффа, Питера Матти-
    сена, Джона Макфи, Ричарда Престона. Кстати, Престон столкнулся с такой же проблемой в «Горячей зоне». Его главный
    герой умирает, отсюда возникают дыры в повествовании. Престон заполняет их, используя конструкции с вводными словами, указывающими на невысокую степень достоверности:
    «Мы не знаем, но возможно, он и сказал это… пожалуй, он
    так и поступил… У нас есть определенные сведения, что у него
    была температура выше сорока градусов, вот почему он мог
    и чувствовать это…»

    Для меня это был выход: предложить читателям возможные варианты сценария и не врать. Оставаясь честным
    по отношению к фактологическому материалу, я просто рассмотрю вероятные ситуации, что безусловно соответствовало
    всем правилам журналистики. Поэтому я разыскал суда, пережившие шторм, и начал изучать их переговоры по радиосвязи.
    Теперь я мог написать: «Мы не ведаем, что случилось с моими
    ребятами на том судне, но знаем, что происходило на этом корабле». Я взял интервью у парня, пережившего подобную ситуацию на тонущем судне. Он рассказал мне, что, по его мнению,
    могло происходить с экипажем «Андреа Гейл», а я с его слов
    пересказал это читателю. Я заполнил пустоту, не нарушая правил и не прибегая к фантазии. Решение возникшей проблемы
    стало для меня очень значимым делом.

    Успех приносит радость и страдания

    «Идеальный шторм» вышел весной 1997 года. Издатель возлагал на нее определенные надежды, но никто не представлял,
    что будет такой большой успех. Книга держалась в списках
    бестселлеров в течение трех или четырех лет, какое-то время
    она занимала первую строчку. Студия Warner Bros. купила
    за приличные деньги сценарий, сделанный на ее основе. Создалось ощущение, будто передо мной были распахнуты все
    двери. На самом деле — не более чем фантазия писателя.

    Я очень гордился своей книгой, но переход от частного
    лица к личности, находящейся в центре всеобщего внимания,
    был весьма мучительным. Я боялся публичных выступлений,
    но мне пришлось участвовать в туре по поддержке книги, говорить каждый день, иногда перед тысячами людей. Кажется,
    я был тогда совершенно окаменевшим.

    У средств массовой информации есть эта странная черта.
    Если они решают, что ты им нравишься, они рисуют нереалистичный портрет, которому никто не может соответствовать. Мой рост — полтора метра, и люди, которых я встречал,
    постоянно говорили: «Я думал, ты под два метра». Что в моей
    книге есть такого, что делало меня высоким? Развернувшаяся
    суета вокруг меня лишь увеличила во мне чувство неуверенности. Из-за этого я много занимался болезненным самоанализом. Я чувствовал, что внутренне съеживаюсь. Каждый день
    я чувствовал себя жалким. Лучше так и не стало.

    Все ожидали от меня второй книги, но я не совершил этой
    ошибки и не стал писать сразу. Я вернулся к репортажам для
    журналов, ездил в Косово, Либерию, Кашмир, Афганистан,
    Нигерию, Чад и другие места. Писал о реальных событиях
    порой с безнадежным исходом. Мы, журналисты, делали свое
    дело, привлекая тем самым внимание всего мира, что потенциально могло спасти многие жизни. Мне посчастливилось работать рядом с очень опытными репортерами, но если я писал
    о Сьерре-Леоне в гламурный журнал Vanity Fair, то моя статья
    чаще привлекала внимание из-за моей популярности как автора известной книги.

    Наркотик

    Я приехал в Сараево в 1993 году с группой независимых
    журналистов, чтобы освещать происходящие там страшные
    события. За три недели я прошел путь от официанта до военного корреспондента. Ничто не сравнится с чувством, которое
    испытываешь, когда впервые видишь напечатанным свое имя.

    К тому времени, как достигаешь уровня автора, чье имя
    красуется в списках Times, литературная работа становится
    просто частью бизнеса. Есть превосходные, умнейшие книги,
    никогда не попадающие в никакие списки, и есть полнейший
    мусор, всегда в них присутствующий. Это знает любой писатель. Ни для кого не секрет, что ни твое присутствие в списках,
    ни время, которое ты там продержался, не являются полным
    отражением качества твоей работы.

    Бывают моменты — и во время военных действий,
    и сидя за рабочим столом, — когда трудно поверить, что все
    пропущенное через тебя может превратиться в страницу текста. Это проделки Всевышнего, или как там его назвать, не знаю,
    но вы точно пишете так, словно кто-то водит вашей рукой.

    То, о чем я говорю, хорошо известно музыкантам-исполнителям: они часто удивляются после выступления, что понятия
    не имеют, почему так сыграли и откуда взялась эта мощь. Спортсмены, устанавливающие мировые рекорды, тоже признаются:
    «Я выступил далеко за пределами своих возможностей, совершенно не знаю, что это было». Такое случается и с писателями.
    Мы все жаждем обрести подобное состояние. Это и есть наш
    наркотик. Увидеть свое имя в списке Times? Ну что вы! Это
    слишком никчемно. Пустой опыт. Даже нельзя сравнивать.

    Писатели против читателей

    Я всегда отделяю себя от читателей, когда работаю. Я отлично знаю, что пишу для них, и много делаю ради учета их
    интересов — стараюсь, чтобы текст был и доступным, и востребованным.

    Но в то же время я пытаюсь отстраниться от мысли, что
    меня может волновать их мнение. Я пишу для себя. Я изучаю
    мир, и литературный труд — мой способ его исследовать. Нельзя знать вкусы людей, невозможно угодить каждому. Никто
    не мог предсказать, что «Идеальный шторм» будет хитом. Попавшее в шторм рыболовное судно? Издатели не знают. Читатели не знают. Никто не знает.

    В каждой моей книге есть эпизоды, над которыми я думаю:
    «Не могу это оставить, ведь потеряю половину читателей».
    В «Идеальном шторме» таким местом стало доскональное описание, как движется волна. Кто захочет такое читать? Но я сказал себе: «История этого требует». Гигантские волны утопили
    судно; ты должен объяснить, почему и как это произошло«.

    В конце концов, если никто не будет читать скучные подробные описания, так тому и быть. Я всегда могу вернуться к своим
    деревьям, если моя затея с писанием книг провалится. Точно
    не конец жизни. Я еще только собираюсь написать свою лучшую книгу. И я буду включать темы и описания, которым читатели обычно противятся, — просто нужно быть более внимательным к языку изложения и более тщательно прорабатывать
    все фразы. Я заставлю их съесть этот шпинат. Сам я не люблю
    шпинат, но если добавить немного чеснока, то съем.

    Почему я стараюсь писать хорошо

    Сейчас я знаю: у меня есть своя аудитория, поэтому на мне
    огромная ответственность писать хорошо.

    Я почувствовал потребность в этом, когда начал работать
    над «Войной». О последних двух войнах написана сотня книг;
    кто я такой, чтобы добавлять свой голос в этот хор? Поэтому
    возникла необходимость написать что-то сильное и полезное.
    Что-то нужное людям. Мне захотелось создать невероятно
    глубокую вещь.

    «Война» написана за шесть месяцев. Работа над ней сдвинула во мне какие-то очень мощные эмоциональные пласты.
    Я был слишком переполнен тем, о чем писал. Отсюда чувство огромной внутренней ответственности. Никогда — ни до,
    ни после — мне не приходилось испытывать ничего подобного. Каждую ночь мне снился Афганистан, я снова был с тем
    взводом. Подобное состояние ответственности я испытал
    и при работе над фильмом «Рестрепо».

    Я пытался понять, как делается безупречный текст. Я знаю, что
    такое хороший текст, когда читаю произведения других авторов
    и даже когда перечитываю собственные. Самое лучшее, до чего
    я додумался, заключалось в представлении о ритме. Проза должна быть ритмичной. Нужно искать верный ритм для отдельного
    словосочетания, отдельного предложения, отдельного абзаца.

    Когда ритм сбивается, читатель с трудом воспринимает
    содержание. В этом смысле проза близка к музыке. Следует
    придерживаться внутреннего ритма, тогда текст будет «сам
    читаться». Это одна из тех особенностей нашей работы, которой практически невозможно научить других. Как научить
    человека слышать музыку, если у него нет слуха? Внутренний
    ритм слова — это ДНК прозы. Вот что такое хорошая литературная работа.

    Я уделяю огромное внимание языку. Он действительно для
    меня важен. С таким отношением пишешь намного дольше,
    но это того стоит.