Шутка мецената
В Барнауле
В Барнауле закрылись сразу три газеты. Без работы остались около шестидесяти человек – между прочим, едва ли не десятая часть всех, кто занят в сфере печатных СМИ столицы Алтайского края. Объясняют произошедшее, разумеется, кризисом, однако кажется, что это ровно тот случай, когда кризис особо и ни при чем. Искусство виновато! Судите сами.
Исчезнувшие газеты принадлежали одному бизнесмену средних лет. Крупному деятелю, по местным не больно-то масштабным масштабам. Как водится, депутату регионального парламента, члену «партии власти» и прочая, прочая. (Правда, кое в чем бывший газетный магнат из этой общепровинциальной схемы удачливых деятелей новой эпохи, к несчастью, выбивался – но о том ниже.)
Тут надо сказать, что газеты не просто закрылись, и люди не просто лишились работы. Нет, владелец их ЗАКРЫЛ, а людей ВЫСТАВИЛ вон, публично прокомментировав это так: «55 человек собираются и делают газету, а она полуублюдочная». Конкуренты хихикают, власти и профсоюзы, как обычно, хранят гордое молчание, лишившиеся работы журналисты в шоке. Ведь их бывший работодатель долгое время слыл отнюдь не держимордой (как кое-кто из его коллег по «золотой сотне» самых богатых граждан околотка). О нет, он был известен как человек, не чуждый культурных веяний, и, более того, меценат. Открыл крупную галерею, скупал работы алтайских живописцев, в своих газетах поощрял материалы о культурной жизни. А в остальном в редакционную политику совершенно не вмешивался (опять же, в отличие от коллег – медийных магнатов местного разлива). И вот те на! «Оказался наш отец не отцом, а сукою» (А. Галич). И даже галерею, по слухам, этот господин собирается закрыть, а здание ее продать. «Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке» (А. С. Грибоедов).
Бывший меценат, похоже, искренне недоумевает, почему его поступок (избавление от непрофильных активов и поднадоевшего хобби) обсуждается так широко и комментируется так однозначно. Мол, этакий Сила Силыч вдруг получился из прикидывавшегося интеллигентом «нового русского»!
По всему выходит, что пошутил меценат не сейчас, а несколько лет назад, когда свою медийную группу основывал. Ну и когда изобразительным искусством увлекся (все больше горными и таежными пейзажиками, так сказать, кулёр локалем). Неожиданно оказалось, что это нечто иное, чем собирать фантики или коллекционные кинжалы. То есть поиграться и бросить незаметно как-то не получается.
Да, так фуфлово засветиться на сущей ерунде… Перед пацанами неудобно. То ли дело еще одна широко обсуждаемая в Барнауле новость про человека из местной «золотой сотни» – вернее, его жену, со смертельным исходом сбившую на своем «бумере» старушку… Так и хочется сказать «очередную». Потому как провинциальные старушки, похоже, для того и живут на свете, чтобы попадать под колеса начальственных (в широком смысле) джипов. А искусство и печать – все-таки ради чего-то другого. Например, для извлечения политических (хотя бы) дивидендов и последующей выгодной перепродажи. Так что и впрямь шутка какая-то неудачная вышла!