- Мария Галина. Куриный Бог. М.: АСТ, 2013
«А я слыхала, они когда-то спасали утопающих. И ещё рассказывают про одного рыбака — как он взял в жёны тюленью деву. Спрятал её шкурку, и она не могла перекинуться обратно. И она жила с ним и родила ему детей. А потом ветер хлопнул дверью и шкурка упала с притолоки. Тюлениха натянула её — и всё…»
Тюлени — они, вообще, люди как люди. Живут чисто. Девы тюленьи, говорят, красивы, а парни — ну, они и есть парни. Словом, не хуже наших. Только глаза у них уж больно круглые, как будто всё время они чему-то удивляются. Столько веков бок о бок с людьми живут, а всё удивляются, всё им кажется странно: и быт наш странен, и наука им наша странна, и культура, и политика — политика в особенности. У них даже присказка есть, у тюленей: «когда политика выступает против древних сил, древние силы остаются в дураках».
Древние силы тюлени очень уважают, и всякие разные тысячелетние традиции и законы соблюдают до последней буквы. У них даже этнографы и фольклористы консультируются, потому что никто лучше тюленей не разбирается в тысячелетних традициях и законах. Если тюлень проконсультировал, можно уже ни в какие справочники не заглядывать, сразу писать статью научную или там диссертацию.
Они, тюлени, нередко заходят в кавярны, — ближе к вечеру, когда там соберётся побольше народу. Сядет такой с круглыми глазами и в старомодном костюме, возьмёт большую чашку кавы, и давай рассказывать про всякие диковинные дела, про далёкие звёзды да про подземные океаны, про белую королеву на запретном острове да про войны людей с фоморами, а ты только слушай, разинув рот. За каву они всегда расплачиваются старым золотом, поднятым со дна морского, но сами к этому золоту и всяким прочим сокровищам совершенно равнодушны, а вместо денег у них камешки дырявые — те, которые найти считается к счастью. Только мало кто знает, что, найдя такой камешек на берегу моря, не следует забирать его с собой, а надо загадать желание и бросить камешек в волны, и тогда желание наверняка исполнится.
Литературу они нашу человеческую любят, потому как сами горазды сочинять истории, и ещё к девам человеческим свататься. Они, в отличие от лис или там медведей, дев не воруют, это у них не в чести, а если молодой тюлень, не сдержавшись, всё-таки утащит деву к себе в море, его свои же и засмеют, а то и совсем выгонят. Рассказывают, будто бы один тюлень — наследник старинного рода, влюбился однажды в человеческую деву и посватался к ней, а она его отвергла, потому как у неё уже был свой человеческий жених, да и глаза тюленьи — круглые, удивлённые — ей пришлись не по вкусу. Ну а этот человеческий жених возьми да и брось её прямо накануне свадьбы. Дева, понятное дело, топиться побежала, забралась на утёс и с него — в море. А тюлень-то отвергнутый к ней на выручку и бросился, и ведь спас дуру, только сам угодил в зубы касатке.
Кто что говорит: то ли совсем погиб тот тюлень, то ли удалось ему кое-как из касаточьей пасти вырваться, а только в том приморском посёлке после этого случая появился парень с круглыми тюленьими глазами, а лицо всё и руки его шрамами исполосованы. Приходил по вечерам в кавярну «Под синей лампой», сидел подолгу, неторопливо каву потягивал, истории свои рассказывал. Интересно рассказывал. Потом — исчез. Только истории его — причудливые, фантастические — Мария Галина записала. Они и составляют этот сборник.