Реальное шоу: вы этого не хотели, но вы это получите
«В Вегасе каждый должен присматривать за каждым. Поскольку игроки стремятся нагреть казино, дилеры присматривают за игроками, боксмены присматривают за дилерами, флормены присматривают за боксменами, контролеры присматривают за флорменами, начальники смены присматривают за контролерами, менеджер казино присматривает за начальниками смены, я присматриваю за менеджером, а Глаз в Небе присматривает за всеми нами».
(«Казино», 1995)
Так, описывая неумолимый и совершенный механизм по сравнительно честному отъему средств у населения, американский кинорежиссер Мартин Скорсезе формулирует саму суть организации пространства надзора в современном обществе. По большому счету в повседневной реальности дело обстоит точно так же, как и в художественной интерпретации криминальной закулисы игрового бизнеса. Каждый день и практически повсюду любой из нас, в зависимости от обстоятельств, может оказаться игроком, боксменом, а то и главным менеджером. И только статус Глаза в Небе со множеством интересных и желанных полномочий для большинства чаще всего остается недосягаемым.
Эти высшие полномочия надзора, недосягаемые для отдельно взятого индивида, успешно прибирает себе напичканный современными средствами контроля и слежения социум в своей совокупности, а его отдельные участники, сами того не подозревая, обеспечивают все необходимые для полноценного функционирования гигантского глаза процессы. И, при всем желании, трудно сказать, что происходит это вопреки здравому смыслу или противоречит желанию большинства.
Скорсезе в своем фильме описывает социальную иерархию, в которой каждая последующая ступень предполагает надзор над все большим количеством людей. Степень могущества в современном понимании может быть выражена по аналогичной шкале — она определяется количеством индивидов, за которыми ты уполномочен следить, иными словами, массовостью твоего надзора. Кому-то он достается в необходимом объеме по работе, кто-то добирает его в семье и в отношениях с близкими, тем, кому оба пути не приносят желаемого результата, предлагается медийный и технологический эрзац.
Технологии дают определенные возможности надзора рядовому обывателю и обходятся во всех отношениях недорого. Локализация собеседника в пределах сотовой сети, видеозвонки, гайдфоны и устройства слежения за детьми с помощью GPS-датчика, встроенного в мобильный телефон,— все это уже абсолютная повседневность.
В перспективе мы можем ожидать появления «умных домов», напичканных высокотехнологичными решениями,— именно на них делает упор создатель антиутопии «Бразилия» Терри Гиллиам, описывая полностью подконтрольную Глазу в Небесах жизнь: человек за номером Y не может и винтика сменить в своем доме X на улице Z в городе N без его ведома. Корпорация отреагирует на несанкционированную замену и покарает.
Для тех, у кого с освоением гаджетов и активным наслаждением надзором дело обстоит плохо, заготовлен пассивный вариант приобщения ко всеобщему слежению и контролю — реалити-шоу. Шевеление телекукол в ящике, а, точнее, сам факт слежения за их жизненным циклом дает ощущение власти над действующими лицами. «Мы даем тебе возможность следить за самым интимным в жизни реальных людей: Полное проникновение в чужое личное пространство, подслушивание и подглядывание почти онлайн — это же власть». Зарубежье предлагает внимать совершенно отчуждающим от здравого смысла образцам этого вида пластиковой каши. У всех на слуху скандальное реалити-развлекалово с определением счастливых обладателей донорских органов по результатам смс-голосования (пускай и липового) и вариации на тему «Повелителя мух» с участием живых американских детишек.
Конечно, масштабы, а главное, схема надзора при вдумчивом рассмотрении мало в чем превосходят нерегулярное наблюдение за жизнью питерского двора-колодца и его обитателей, поэтому для пущего эффекта в шоу привлекаются медиа-люди. А если привораживающий эффект от появления узнаваемых лиц оказывается исчерпан, то тогда затрагиваются скандальные темы — то, к чему уже пришел передовой Запад.
Почему так происходит? Потому что так люди перестают замечать, что все глубже и глубже проваливаются в охотничью яму огромного размера. Для вырывшего ее охотника они всего-навсего стая мышей. Яма эта настолько велика, что, не видя ее краев, мыши просто не представляют себе, что кроме нее вообще что-то существует. Следить за запертыми в яме мышами — что может быть проще?
Тем более, они поглощены рассматриванием себе подобных, отсаженных в отдельные клетки и выставленных на всеобщее обозрение. Да-да, по-настоящему в надзор играет только один игрок — Глаз в Небе. Разговоры в сетях всех сотовых операторов записываются, доступ к ним по запросу имеет любая уважающая себя спецслужба. Электронная почта отслеживается на предмет возможных угроз национальной безопасности с помощью специальных программ, мгновенно реагирующих на заданный набор слов. В США небезызвестное ведомство получает премию-издевку Big Brother Awards как раз за такую программу — Carnivore. Программа устанавливается в сети провайдера и перехватывает информационные сообщения, проходящие через сервер. Департамент юстиции США подтвердил, что Carnivore способен перехватывать частную электронную почту, равно как и следить за действиями пользователей на ресурсах Сети, например в чатах.
Сети видеонаблюдения незаметно охватывают каждый угол более-менее крупного города, упоминать внутрикорпоративные механизмы контроля и отчетности вообще не стоит — мы герои впечатляющего реалити-шоу, глобального, всеобщего и почти неизбежного. Самое невеселое в нем то, что оно уже никогда не закончится, а развитие технологий, сделавшее его постановку возможным, в перспективе обеспечит нам такую степень онлайна, что избавиться от него можно будет только с куском собственной плоти. Уже создан имплантируемый в тело человека микрочип, который позволяет определить местоположение носителя с помощью GPS практически в любой точке планеты. Информация о местонахождении чипа передается в Интернет, где сохраняется в базе данных, доступной для авторизированных пользователей.
Всё. Вот тут игры заканчиваются. Какие, помилуй Бог, телешоу, какие Web 2.0, вездесущий Google и демонический Microsoft… А уж Вегас 70-х — это совсем несерьезно.