- Перевод c фр. Н. Морозовой.
- М.: АСТ, Люкс, 2006 г.
- Переплет, 336 с.
- ISBN 5-17-022499-0, 5-9660-0078-6
- 5000 экз.
Быть Джоном Малковичем.
Быть Стенли Кубриком.
Быть кем-то другим.
Не совсем другим, как в картине «Другие», а — немного другим, немного собой. «Подстричься и надеть чистую рубашку», — думает мужчина. «Новые туфли, новый лак и сменить парфюм», — думает женщина.
А если радикально — профессию, город, страну? Подданство, пол, планету? Что-то уходит, что-то остается.
«Чем мы, собственно, рискуем?» — спрашивает один из героев романа.
«Потеряться по дороге», — отвечает другой.
Завязка сюжета — случайная встреча двух недовольных собою мужчин. Вернее, собою-то они как раз довольны… Или недовольны? Не знаю… То есть, они сами не очень-то знают, они оба сомневаются в себе и готовы поделиться сомнениями с собеседником. За рюмкой водки, кстати…
Ну правильно, а что еще делать в баре, как не топить тревогу и разочарование. Любой мужчина, прошедший до половины «земную жизнь», подтвердит вам, что она (жизнь), собственно, не удалась, и надо что-то делать… Или ничего не делать… Как-то во всех нас, в мужчинах, сокрыто наше «я» — внутреннее, инфернальное, никому кроме нас самих неведомое — оно-то и раздражается, глядя в зеркало по утрам. (В женщинах оно, вероятно, есть тоже, но об этом — в другом романе). Это «я» — оно полагает, должно быть, что достойно лучшего воплощения, во всяком случае — любое иное было бы лучшим.
Может, конечно, его никакая сущность вообще не устроит, — только ангельская…
Но нам-то что делать? Родился — живи.
Вот вопрос: менять ли шило на мыло?
Персонажи книги Тонино Бенаквисты пытаются поменять. Что ими движет? Не праздный интерес (романа бы не получилось) — нечто, что человеком воспринимается как свобода, — вернее, то, что мы под этим словом привыкли понимать. Свобода выбора, свобода выбирать, свобода быть свободным.
Эти порывы — не на трезвую голову обычно — тоже знакомы каждому. (Мне, во всяком случае, знакомы очень хорошо).
Вот, и чем все заканчивается в большинстве случаев? А чем закончились в романе?
Что лучше — кем-то быть или кем-то не быть?
Или никем не быть?
И как быть со свободой?
«Кто-то другой» — он что, счастливее меня? Ну нет, конечно: эйфория — от собственной смелости, от неизведанного, в которое вступаешь… И даже чувствуешь вот это самое право на свободу — как ветер. Но потом — когда решение принято и выбор сделан, — потом все это как-то притупляется. Будущее всегда обманывает — потому что всегда приходит и становится настоящим.
А двумя сразу быть нельзя, — если ты, конечно, не литератор и не живешь иллюзиями.
И, кстати, один писатель (русский), просыпаясь с похмелья, отвечал на претензии своей жены так: «Я трезвый и я пьяный — два совершенно разных человека. Мы даже не знакомы. И не рассказывай мне о нем».
Наверное, так: хотите что-то изменить — меняйте, а нет — так можно ограничиться чтением романа Бенаквисты.