- Юрий Рост. Рэгтайм. – М.: Бослен, 2016. – 944 с.
Юрий Рост – журналист, фотограф, путешественник, актер и далее по списку. Таким людям завидуешь: как это им все удается? Вот и сейчас Рост успел написать очередную книгу и в декабре в музее Ахматовой презентовал свой двухтомник «Рэгтайм». В нем частично дублируются рассказы из одноименной программы на канале «Культура». Если не смотрели – надо читать, такого автора нельзя пропустить. Впрочем, интересно будет и тем, кто смотрел. Тексты Роста – вечные и нужные.
В своей книге он собирает истории разных людей – тех, с кем ему довелось дружить или просто однажды встретиться. Обычно человек с таким количеством знакомств, особенно когда среди них сплошь знаменитости (от Сахарова до Ахмадуллиной), задирает нос и рассказывает про себя любимого в жанре «я и великие». Рост не такой, хоть сам по своему дарованию и энергии не уступает своим героям. Но в нем напрочь отсутствует самовлюбленность и, напротив, прекрасно развиты чувство юмора, самоирония и вкус. Героями его историй становятся и Пушкин, в музее которого на Мойке Рост проводит ночь, и директор музея Ахматовой Нина Попова, и актриса Марина Неелова. У Роста есть время и силы хвалить людей, которые ему нравятся. Он скрупулезно рассказывает о том, почему Гранин или Норштейн – люди честные, порядочные, трудолюбивые и талантливые. При этом текст не скатывается к приторному сюсюканью или к официозу хвалебного гимна. Рост в меру циничен, смешлив и потому убедителен.
Автора волнует сегодняшний день. Он порой между строк вздыхает о нашем времени, не понимая, почему войны продолжаются и люди убивают друг друга. О Великой Отечественной войне он, по собственному признанию, писал с надеждой, что в его стране «всегда будут расти дети, для которых естественное состояние – мир». Заметно, что Юрию Росту тяжело быть свидетелем того, о чем сегодня рассказывают в новостях. И потому он невольно обращается к прошлому.
С годами мы находим все больше обаяния в прошлом, освещая темноту его светом былой любви и молодости. А, может, это обаяние и вправду существовало, иначе зачем нас так тянет оглянуться.
Юрий Рост собирает в свой ковчег не только знаменитостей. Ему вообще это деление на великих и простых смертных чуждо. Человеческая порядочность – вот мера для автора, а известность – дело десятое. Великие актеры и художники соседствуют на страницах с неизвестными нам людьми. Рост – отличный рассказчик: он умеет под видом байки поведать грустную или веселую историю не только о человеке, но и о жизненной философии, принципах человечности и бесчеловечности. Ему важен, например, ответ на вопрос, брат ли нам сегодня Акакий Акакиевич Башмачкин.
Совершенная техника превращает в пользователей тех, кого еще вчера можно было звать собеседниками. Личный контакт, при котором только и возможно сострадание, скоро будет лакомым и редким блюдом, на манер какой-нибудь заграничной спаржи. А в обществе разливается какая-то тоска по величию. А настоящее величие – это то, что Гоголь увидел Акакия Акакиевича Башмачкина.
«Рэгтайм» – как хорошая музыка. Хочется поставить на повтор и заслушать до дыр. В таких книгах постоянно в знак согласия подчеркиваешь что-то карандашом. Они быстро становятся настольными: возьмешь в любую минуту ‒ и вновь окунешься в бескрайнее море авторской мудрости, грустной и смешной одновременно. Под обложкой собраны истории людей, с которыми автору посчастливилось быть знакомым – тех, кого обычно высокопарно принято называть цветом нации, ее совестью. Но попробуй такие формулировки произнести при Юрии Росте – он ехидно улыбнется. Напрямую он об этом, конечно, не говорит.
Мир был бы лучше, если бы в нем жили люди только из его рассказов. Но мир хуже. Правда, и все рассказы еще не написаны: Рост ждет, приглашает и держит наготове грабли – для тех, кому вход заказан.