Виртуальные мосты
В Бордо
Едва попав в списки мирового наследия ЮНЕСКО, Бордо рискует из них вылететь, и все из-за мостов. Их два: один должен исчезнуть, другой — появиться. Здесь необходима историческо-географическая справка.
Бордо расположен в устье Гаронны. Река эта не только широка, но и подвержена океанским приливам и отливам, и иногда, к восторгу туристов, течет не в том направлении — не к океану, а от него.
Вплоть до XIX века бордосцы довольствовались паромными переправами. Соорудить мост в Бурдигале не способны были даже римляне при всей их гигантомании и приверженности к сухопутному транспорту. Первым каменным мостом Бордо обязан не Тиберию или Антонину Пию, а совсем другому императору.
В 1821 году Наполеону понадобилось переправить через Гаронну войска. К большому удивлению, он обнаружил, что моста в городе нет, и повелел срочно его возвести. «Месье, это невозможно», — заметили горожане. «Невозможно — это не по-французски», ответствовал тиран, и через пару месяцев мост стоял. Название его соответствует сущности — «Каменный мост».
Второй в истории города мост, из-за которого, главным образом, и происходят сейчас культурные баталии — железнодорожный — выстроен в 1859 году. Это изящное металлическое сооружение считается первым творением Эйфеля. На самом деле слава — прекрасный способ полировки прошлого: двадцатишестилетний Эйфель не был автором проекта, а всего лишь руководил строительством.
«Волшебными воротами» назвал мост Мориак. Железнодорожники же придумали другой эпитет — «бордоская пробка», из-за узости моста, несоизмеримой с современными транспортными потребностями. В начале 2008 года руководство железных дорог приняло решение построить новый мост, пошире, а 150-летнее приемное детище Эйфеля отправить в переплавку. И тут началось.
Ассоциация потомков Эйфеля (в мире немало забавных ассоциаций) пришла в крайнюю ярость и объявила войну разрушителям. Мост уже был частично разобран с концов, когда в игру вступило Министерство культуры (куда, разумеется, обратились потомки), предварительно аттестовавшее мост как исторический памятник. Простой ли пешеходный мост, картинная галерея или торговый пассаж — любой из проектов второй жизни моста требует огромных средств.
Тем временем Бордо попал в списки мирового наследия. Комиссия ЮНЕСКО, довольно быстро пронюхав об угрозе, нависшей над мостом, пригрозила немедленно вычеркнуть Бордо из списков, если хоть одна железка отпадет от моста.
Заодно был взят под наблюдение еще один мост — существующий пока только в проекте. Однако комиссия ЮНЕСКО заявила, что он разрушит уникальный городской ансамбль. Городские власти, разумеется, принялись оспаривать решение, утверждая, что, напротив, новый мост сам по себе станет культурным явлением, ибо проект его уникален — он должен быть настолько высок, чтобы под ним проходили трансокеанские корабли; тем самым перспективы он не нарушит.
ЮНЕСКО отложил решение до февраля 2009 года и требует иллюстрированных подробностей по поводу обоих мостов. Архитекторы рисуют, ЮНЕСКО ждет, горожане надеются.