Петр Вайль, Александр Генис. Родная речь
- «КоЛибри», 2008 г.;
- переплет, 256 стр.;
- 15000 экз.
Каноническое отрицание канона
«Антиучебник» Вайля и Гениса выходит с подзаголовком «для среднего класса», потому что авторы отстаивают в нем право частной собственности на литературу.
При своем первом появлении (в Нью-Йорке в 1989 году, в Москве в 1991-м) эта книга воспринималась как проявление невероятной раскованности, на грани хулиганства, а то и просто как сознательное покушение на устои. Хотя авторы просто честно взяли программу по литературе для старших классов советской средней школы и написали 22 небольших эссе о тех дореволюционных русских писателях — от Фонвизина до Чехова — которые в нее входили уже много лет. Никакого Солженицына с Гумилевым. Казалось бы, что здесь могло быть не так? Подумаешь — такая трактовка или иная!
Но сама возможность задуматься: «а таким ли уж порочным тупицей был недоросль Митрофанушка?» — повергала в смятение людей, в этой самой советской школе выучившихся. И мысль о том, что из «Героя нашего времени», с его горами и черкесами, вышел бы отличный приключенческий роман (не хуже Фенимора Купера с его прериями и индейцами), если бы Лермонтова не дернула нелегкая пуститься в психологические дебри, казалась им кощунственной. Потому что классическая литература воспринималась в СССР такой же социалистической собственностью, как газеты и пароходы. И трактовка ее могла быть только одна, утвержденная сверху. Вайль же с Генисом твердо и безапелляционно отстаивали право приватного подхода, частной собственности на русскую литературу.
За прошедшие шестнадцать лет ситуация перевернулась с ног на голову. По «Онегину» понавыпускали комиксы, по «Анне Карениной» — римейки. «Идиот» стал рейтинговым сериалом. Сама же «Родная речь» потеряла серьезный гриф «рекомендовано министерством образования РФ» (его просто стало очень дорого получать), зато приобрела вместо него другой, забавный — «для среднего класса». И это не просто шутка. Ведь частная собственность — как раз и есть основа среднего класса.