Роман «Код да Винчи» принято ругать по трем причинам: во-первых, он плохо написан; во-вторых, он очерняет католическую церковь; в-третьих, Дэн Браун — плагиатор. Насчет того, что роман плохо написан, можно возразить так: это просто детектив и не следует предъявлять к нему слишком высокие требования. Кроме того, следует помнить, что о вкусах не спорят: некоторых качество брауновского текста вполне удовлетворяет. Действительно — книга обладает всеми признаками крепко сбитого детектива: увлекательный сюжет, лихо закрученная интрига и, самое главное, — тайна, которая будет раскрыта только на последней странице.
Что касается нападок на католическую церковь, то следует помнить, что «Код…» — произведение художественное и что автору в данном случае никто не указ, он вправе брать на себя любую ответственность и писать о чем ему заблагорассудится.
С вопросом о плагиате тоже не все до конца ясно. Один из «обиженных» Брауном, сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, уже подал в суд на писателя за то, что тот использовал в книге его идеи. Чем закончится суд — непонятно. Зато понятно, что этот процесс будет хорошей рекламой для и без того уже разрекламированного «Кода…»
Лично я всегда рассматривал книгу Брауна не как увлекательный роман, а как попытку заново осмыслить историю религии. Поэтому я надеялся, что и фильм, снятый по роману, будет таким же. Брауну удалось в очень доступной форме изложить точку зрения, которая представляется весьма любопытной. Автор пишет о том, что в основе всех религий лежит поклонение божеству-женщине, а не Богу-отцу. С приходом христианства в религии стало доминировать мужское начало, что показалось Брауну несправедливым: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь некогда считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой Церкви, где всегда доминировал мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми. Именно человек, а никакой не Бог, придумал концепцию первородного греха. Ева вкусила от яблока и вызвала тем самым падение рода человеческого. Женщина, некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага». Согласитесь, что только этой цитаты достаточно для того, чтобы снять умное и хорошее кино.
Чего же я ждал от фильма, снятого по книге Брауна? Отнюдь не погонь с перестрелками, но новую интерпретацию библейских легенд. Я помнил о таких фильмах как «Евангелие от Матфея», «Последнее искушение Христа», «Иисус Христос Суперзвезда» — их режиссеры давали свою трактовку Священного Писания. Это были дерзкие постановки, но в них просматривалась попытка осмысления религии и индивидуальность мышления каждого режиссера.
Режиссер Рон Ховард попросту не заметил того смысла, который вложил в свою книгу Дэн Браун. Он честно пересказал сюжет, опустив некоторые эпизоды; попытался быть оригинальным в визуальном решении фильма. Пригласил знаменитых актеров (Том Хэнкс, Одри Тоту и Жана Рено). И более ничего не сделал. Ховард донес до зрителя гипотезу Брауна о том, что у Иисуса и Марии Магдалины были дети. Он счел это достаточным для того, чтобы кого-то шокировать, а кого-то заинтересовать. Но, увы, этого оказалось мало для создания вдумчивого и философского фильма.
Впрочем, я полагаю, что у Ховарда даже и в планах не было делать интеллектуальное кино. Расчет режиссера понятен: «Код да Винчи» — бестселлер, значит, фильм в любом случае соберет много денег. Зрителей наверняка будет много, фильм окупится. А чтобы он окупился еще лучше, надо сделать его не вдумчивым, а увлекательным — со стрельбой и погонями. В итоге фильм получился совершенно никаким.
Более того, Ховард не осмелился показать в фильме то, на что намекал Браун. Короткий пример. В книге Лэнгдон и Софи при расставании договариваются, что снова встретятся во Флоренции и проведут там целую неделю. В фильме они просто расстаются, при этом Лэнгдон целует Софи в лоб (в книге это был поцелуй в губы). Для Ховарда было бы уж слишком, если бы прямой потомок Христа Софи стала любовницей Лэнгдона. Это могло бы не понравиться кое-кому из публики. Зачем же тогда Ховард вообще взялся за постановку фильма? Ответ, думаю, для всех очевиден. Если в бухгалтерском отчете цифры в статье «приход» значительно превышают цифры в статье «расход», можно считать, что дело выгорело.