Толстые литературные журналы пережили свой расцвет во времена советской власти и в особенности в эпоху перестройки, став впоследствии завсегдатаями библиотечных полок, чем-то вроде энциклопедий, к которым обращаются, но не читают от корки до корки.
«Толстяки», безусловно, до сих пор являются для молодых авторов «проходкой» в мир «больших» произведений: в списках литературных премий названия журналов «Звезда», «Октябрь» и «Дружба народов» встречаются так же часто, как и наименования издательств. Однако обыватель скорее предпочтет дождаться книгу, чем листать журнал.
Казалось бы, эра толстых литературных журналов давно прошла и они, подобно динозаврам и мамонтам, должны умереть и войти в историю. Однако в последние годы наблюдается неожиданное возвращение интереса к заданной форме. Сейчас толстый журнал существует в симбиозе с чуть более молодым, но не менее далеким от современного читателя форматом — с самиздатовским журналом.
Презентация новых номеров изданий, о которых пойдет речь ниже, либо состоялась совсем недавно, либо осуществится вскоре.
«Митин журнал» (с 1985 года)
«Митин журнал» появился в 1985 году, существуя по правилам самиздата. Впоследствии он издавался в типографском виде, но в начале 2000-х практически прекратил выходить. И вдруг в 2010 году у «Митиного журнала» как будто открылось второе дыхание — он издается и сейчас. Послужной список авторов у журнала завидный: здесь и писатель Владимир Сорокин, и философ Александр Секацкий, и критик Сергей Добротворский, и поэт Аркадий Драгомощенко. Редактор Дмитрий Волчек практически единолично на протяжении многих лет занимается журналом. Возможно, в отсутствии разногласий между членами редакции и заключается секрет его долголетия.
Первичное знакомство с «Митиным журналом», на который, по их собственному признанию, ориентировались редакторы некоторых новых изданий, можно осуществить в архиве.
«Опустошитель» (с 2010 года)
Культурологический журнал «Опустошитель» выходит три раза в год и создан для любителей радикализма, в особенности французского: от Луи-Фердинанда Селина и Жана Жене до «Усов» Эммануэля Каррера в том же номере, что и заметка «Брюки Эдуарда Лимонова». Журнал руководствуется лозунгом «Культура — инверсия жизни» (или «Культура — это жизнь наоборот»), позаимствованным у парижского Мая 1968 года. Отличительной особенностью внешнего вида журнала является отсутствие логотипа и даже единообразия обложки, что наверняка намекает на бессмысленность и непостоянство всего сущего — равно как и черно-белые иллюстрации с безрадостными мотивами.
Темой последнего «Опустошителя», вышедшего в марте, стала «Европа».
«Русская проза» (с 2011 года)
Журнал с говорящим названием «Русская проза» относится к числу замечательных и нерегулярных изданий. У выпусков нет номеров: они обозначаются буквами алфавита; на данный момент опубликованы А, Б и В. Редакторами являются прозаик Станислав Снытко и поэт Денис Ларионов, которые пообещали себе опубликовать тех, кого не могут не опубликовать. Список литераторов, произведения которых размещены в «Русской прозе», достойный: Андрей Иванов, Виктор Iванiв, Маргарита Меклина, Александр Ильянен, Александр Скидан и другие. Последний номер с условной темой дневникового письма вышел достаточно давно — год назад, но его еще можно найти в магазинах.
Для ознакомления с журналом подойдет и первый выпуск. Электронного ресурса у журнала нет.
«Homo Legens» (с 2012 года)
Ежеквартальный иллюстрированный журнал, название которого переводится как «Человек читающий», подчеркивает свою антиполитичность во вступительной статье. Каждый из четырех разделов журнала посвящен, соответственно, прозе, поэзии, критике и «статьям окололитературной тематики». В частности, в последнем, мартовском, номере можно прочитать рецензии на книги Виктора Пелевина, Саши Филипенко и Марии Рыбаковой, а в следующем, июньском, обещают разборы книг Андрея Геласимова, Яна Каплинского и Алексея Иванова. На полках книжных магазинов «Homo Legens» легко найти благодаря белоснежной обложке с лаконичным логотипом.
Можно почитать последний номер на сайте и помочь с изданием юбилейного тиража.
«Rigas Laiks (Русское издание)» (с 2012 года)
В Латвии журнал «Rigas laiks» существует с 1993 года, но три года назад был создан аналог для русскоговорящей интеллектуальной публики. Журнал выходит четыре раза в год, и в каждом номере размещается интервью с видным культурным деятелем или философом современности: так, несколько последних выпусков были посвящены беседам с Александром Пятигорским, соратником Мамардашвили и Лотмана. Журнал публикует как классиков, так и современников: наравне с философом Джоном Серлем можно найти поэта Яна Каплинского, а также эссе Кирилла Кобрина и Ильи Кукулина.
Отрывки из материалов публикуются на страницах журнала в соцсетях, например, здесь.
«12 крайностей» (с 2014 года)
«12 крайностей» представляет собой полноценный дизайнерский зин, созданный редактором онлайн-издания FURFUR и высказывающийся по основополагающим проблемам человечества, таким как хаос и смерть. Черный журнал с открытым корешком, демонстрирующим склейку всех страниц, — это, с одной стороны, возвращение к панк-культуре, а с другой — тонкая эстетизация. Они называют себя «литературным журналом о человеке, вписанном в общественное пространство против своей воли», рупором иллюзорного и абсурдного мира.
Третий номер вышел около двух недель назад, а некоторые тексты из предыдущих номеров можно прочесть на портале «Сигма».
«Носорог» (с 2014 года)
Редакция «Носорога», который специализируется на прозе, поэзии и философии, признается, что придерживается определенной идеологии, но не собирается о ней заявлять открыто: она должна быть понятна из текстов, публикуемых в журнале. Из их числа умышленно исключены критика и нон-фикшн, чтобы не засорять восприятие читателя заявлениями в лоб: здесь место только высшим формам проявления мысли. Современная иранская поэзия, Стефан Малларме, Линор Горалик и Лена Элтанг — разброс между публикующимися авторами достаточно велик. Создатели журнала не планируют запускать сайт и электронную версию: «Носорог» принципиально издается только на бумаге.
Тем не менее, ознакомиться с текстами из журнала, имеющего название, как у пьесы абсурдиста Ионеско, можно в сети.
Культура — система, работающая по принципу парадокса. В тот момент, когда наблюдается расцвет технологий, а тексты стремятся к сокращению и формулировкам «по существу», возникает тенденция не только к отрицанию электронных ресурсов и акценту на бумажные издания, но и к популяризации больших сложных материалов.
Красивые издания, тексты которых не найти в сети, заставляют читателя чувствовать себя уникальным, и это, вероятно, даст «толстякам» шанс выжить.
Искать все перечисленные журналы имеет смысл в магазинах: «Подписные издания», «Все свободны», «МЫ», «Фаренгейт 451» (Санкт-Петербург), «Фаланстер», «Ходасевич», «Гоголь books» (Москва) и в интернет-магазинах ozon.ru и libroroom.ru.