Франсуа Лиссарраг
Вино в потоке образов
Эстетика древнегреческого пира
Ну, то, что они вино водой разбавляли, это мы знали. Это правило — главное, нарушают его только сатиры, рабы, скифы и сам Дионис. Однако помимо этого основного закона греческие культурпитейщики нагородили вокруг употребления жидкого наркотика массу других: не пей один, на пиру должен быть председатель, здесь не закусывают, потому что пьют после еды, надо поговорить за жизнь, стихи почитать, песни попеть, на танцы посмотреть и т. п. Все это и есть симпосий (пир) — смешение удовольствий в правильной пропорции. От него отличается комос — коллективное шествие пирующих с музыкой, танцами и маленькими винными сосудами. Cимпосий и комос — это вам не пьянка и гулянка, грозят нам пальцем греки через столетия. Информацию о том, как пили эти ребята, автор набрал не столько из поэзии, сколько самостоятельно «считал» с рисунков на вазах, и потому тут много нового. На иллюстрациях — кратеры как центры пира и приборы для смешения и дозировки вина и воды, разные хитрые сосуды типа «не пей много» и «напейся — не облейся». Питейные игры, которые демонстрируют, что даже окосевший грек остается ловок и держит равновесие (а настоящий сатир удержит сосуд на кончике фаллоса, хотя и пил акратос — неразбавленное). Или вот игра в коттаб — плескание вином в цель (богатая страна была Греция). Поэтические метафоры алкоголизации организма и т. п. Все здорово, жаль только, что малоприменимо к современности. Хотя кто знает, может через две тысячи лет и про нас будут что-то такое писать: собирались обычно по трое, пили спирт, разбавленный водой в пропорции три к двум, пели народные песни, совершали коллективные шествия по улицам, потом мерялись силой, называлось все это pianka и mordoboy…
для тех, кто водку
пивом запивает