- М.: АСТ, АСТ Москва, Харвест, 2006
- Переплет, 336 с.
- ISBN 5-17-036655-8, 5-9713-2223-0, 985-13-7536-5
- Тираж: 80 000 экз.
- Перевод: Т. Перцева
По уверениям многих именитых, написание автобиографии дело чертовски сложное. И врать нельзя, и хорошим в итоге хочется получиться, и с самоанализом проблемы могут возникнуть.
Но Сидни Шелдон, известный американский сочинитель детективных романов, с такой сложной задачей справился… как бы это сказать… очень ловко, что ли.
Собственно биографией данное произведение назвать сложно. Вспомните анкеты, которые заполняют при устройстве на работу. Все вот эти графы: последнее место работы, должность, обязанности и т. д. «Обратная сторона успеха» — примерно то же самое, только пообъемистее. Оно и понятно — прожил Шелдон прилично, к тому же, как выяснилось, господин он очень работящий, покруче любого муравья.
Скромненько и со вкусом. Американская мечта в чистом виде. Целеустремленный и честолюбивый паренек проходит путь от простого гардеробщика до мега-писателя. Все жизнеописание сводится примерно к следующему: «Я сидел без денег, мне позвонили и предложили написать сценарий; я написал и был уверен, что получилось плохо, но вскоре мне опять позвонили и сказали, что все очень хорошо, так что это было о’кей, парни».
Черт с ней, с американской мечтой. Нас этим не напугаешь, скушаем и не поперхнемся. Но при условии, что написано увлекательно. Давай, понимаешь, интересные факты из жизни, описание реалий того времени, личные переживания, мысли, наконец. Не нужно рассказывать, кто с кем спал. Но о том, что у тебя в голове и душе происходило в самые пиковые моменты, — уж будь добр, расскажи. Ан нет! Шелдон, как партизан на допросе: ни одного лишнего слова. «Мне заказали, я написал, всем понравилось (или, изредка, — не понравилось)». Изменяются только имена и суммы гонораров. Короче, можно одну главу прочитать и на этом успокоиться. Ничего удивительного дальше не будет.
Шелдона отечественный читатель знает прежде всего как романиста. В книге же писательской деятельности отведено лишь послесловие. И это при том, что сам Сидни, по его уверениям, больше всего на свете любит писать романы. Однако вся книга — о том, как он строчил сценарии для бродвейских шоу, фильмов и сериалов. Видимо, автор считает, что о его писательской жизни и так все осведомлены достаточно. Вот и пытается поведать о неизвестной жизни сценариста. Однако вряд ли нашему читателю что-нибудь скажут имена давно скончавшихся актеров и названия американских фильмов, снятых в тридцатые-сороковые. Голова от них распухнуть может, да. Толку же — чуть. Знать поименно состав, работавший над каким-нибудь бродвейским шоу в сорок четвертом, — это круто, конечно. Но как-то не об этом мечталось…
Вот, собственно, и все. Непонятным осталось, почему книга называется «Обратная сторона успеха». Ничего там обратного не наблюдается. Ни каких-то трагедий, ни жертв во имя искусства — ничего. Несколько раз автор упоминает о смещении позвоночных дисков и маниакально-депрессивном психозе, которым страдал на протяжении всей жизни. И тоже все на уровне: «Мне было грустно, потом почему-то весело, а потом психотерапевт сказал, что это я болею так; я, понятное дело, расстроился». Что ж, очень сожалею, Сидни.
А в остальном — скрупулезный отчет о проделанной работе. Понятно, конечно: автобиография не детективный роман, тут сюжет не закрутишь. Но вспомнить хоть для сравнения рассказ Стивена Кинга о себе. Там ведь тоже нет закрученного сюжета. Но читается на одном дыхании. И становится понятно, как Кинг дошел до такой жизни и что это за человек. А здесь — будто о роботе речь идет. Об истории MS Word и то увлекательнее можно поведать.
Достоинство в том, что написано по-американски — сухо, напористо, без украшательств. Поэтому читается очень легко, как объявление на заборе. Есть еще подборка фотографий — это, пожалуй, самое интересное в книге. Но их опять-таки немного.
Читать стоит в первую очередь тем, кто интересуется жизнью Голливуда в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века. Или страдающим бессонницей — отличное лекарство.